На рынке новостроек веяния кризиса ощущаются слабо. На рынке эконом-класса темпы продаж замедлились, но сделки все равно идут. Что же касается домов бизнес-класса, то ситуация с продажами как была проблемной, так и остается.
Основное же проявление кризиса — опасения, что тот или иной застройщик может на неизвестный срок заморозить проект на самом интересном месте. Например, на фазе монтажа конструкций 12-го этажа. Такое уже бывало, причем без всяких разговоров о кризисных явлениях в кредитной сфере. Кроме того сама ценовая ситуация на столичном рынке новостроек такова, что какого-либо роста цен в ближайшей перспективе ожидать нельзя. Скорее можно прогнозировать как завуалированное (под видом акций-скидок и т.п.), а равно фактическое (инфляция) снижение стоимости новостроек. Если что-то и будет дорожать — уже в следующем году — то только самые скромные сегодня по ценовому уровню объекты. К сожалению. И в данном отношении можно наметить две фиксации.
Эконом-класс
Столичные новостройки, которые, пусть даже с большой долей условности, принадлежат к данному сегменту, можно пересчитать по пальцам. Из примерно 160 площадок, где продаются квартиры в строящихся домах, эконом-классом можно считать порядка 5-6 площадок. Правда, дома на них обычно строятся десятками, что в какой-то мере, по совокупной площади строительства, и создает альтернативу бизнес-классу.
По московским меркам сюда имеет смысл относить жилье, предлагаемое по цене в районе 100 тыс. руб. за метр. В качестве примеров можно назвать стройку на Липецкой улице или завершающийся микрорайон на стыке Волжского бульвара и Окской улицы. Помимо цены, общим для такого рода объектов является развитая социальная инфраструктура, объекты которой появляются обычно уже после завершения строительства жилых домов.
По цене квартиры в удаленных районах, административно относящихся к Москве, вполне сопоставимы с дорогими районами ближнего Подмосковья. Однако альтернативная покупка квартиры для постоянного в предместьях устраивает далеко не всех потенциальных инвесторов. Районы за МКАД, как московские, так и подмосковные, несмотря на бурный рост социальной инфраструктуры имеют существенный минус — транспортный. Поэтому для человека, который хочет улучшить житейские условия, покупая новостройку, предпочтителен вариант приобретения метров эконом-класса внутри города. Такие варианты тоже есть и они, несмотря на большую стоимость квартир, всегда будут пользоваться приоритетным спросом. Хотя, надо полагать, что и метры в новостройках за МКАД тоже обретут владельцев, причем в не очень длительной перспективе.
Дополнительно стоит сказать, что относительно этого сегмента трудно предсказывать, будут ли вообще появляться впоследствии объекты по цене сопоставимые с подмосковными. Немногочисленность эконом-класса и преимущества Москвы как места проживания скорее всего сделают свое дело и данный сегмент на рынке новостроек в обозримом будущем может начать начнет растворятся. Потенциальные площадки эконом-класса станут переезжать в бизнес-зону, причем даже на самых отдаленных окраинах города.
Рынок башен
Новостройки бизнес-класса на столичном рынке являются преобладающим видом недвижимости. раскупаются они не быстро, более того, в последнее время проявляется стремление потенциальных покупателей приобретать квартиры в домах либо готовых, либо близких к готовности — пусть даже с не оформленными пока правами собственности. Связано это с опасениями, сумеет ли застройщик профинансировать до конца строительство дома (кстати, примерно то же происходит в сегменте самой дорогой недвижимости, который живет немножко отдельной жизнью и требует, соответственно, отдельно анализа).
Любопытно, что покупку квартиры бизнес-класса довольно трудно рассматривать как краткосрочную инвестиционную акцию. Неудачные случаи подобных проектов известны: конкурировать с застройщиком проблематично, реализовать квартиры через собственные структуры застройщика также проблематично, поскольку девелоперу важнее продать свои объемы, чем помогать обогатиться частным инвесторам. Кстати, случается и так, что в уже завершенных комплексах бизнес-класса остаются некие не проданные квартиры, которые впоследствии выставляются в реализацию. Совсем свежий пример такого рода — комплекс «Город яхт», вновь ставший появляться в рекламе.
Есть, впрочем, отдельные места, где покупательская активность в сегменте бизнес-класса остается высокой. К примеру, в районе Черемушек, в построенных домах вакантных жилых площадей практически нет, а квартиры в домах строящихся раскупаются довольно охотно. Можно предположить, что связано это именно с особенностями района, где концентрируется множество офисов экономически мощных организаций.
Тем не менее основная часть домов бизнес-класса расходится медленно. Существенный момент: это почти 90% коммерческого жилья, строящегося в Москве. Если говорить о ценах, можно почти гарантировать, что повышаться они — по крайней мере в течение ближайшего полугода, а то и года — не будут. То есть, с учетом инфляции, столичный бизнес-класс обречен на удешевление.
Самое дорогое
Что любопытно, в сегменте наиболее дорогого жилья особо никакого кризиса люди не замечают. Те, кто покупает недвижимость за несколько миллионов долларов. делают это вовсе не на последние средства. Однако некоторые тенденции заметить можно. Несколько меньшей популярностью стали пользоваться строящиеся объекты. Даже на рынке супердорогой недвижимости далеко не каждый девелопер может одним своим именем убедить, что у него не кончатся деньги, а проекты, которые он ведет, будут благополучно завершены.
Кроме того, может переехать в более отдаленное будущее запуск ряда грандиозных проектов, которые находятся в ранней фазе реализации. В качестве примеров можно назвать крупный дорогой район на месте РТИ «Каучук» по улице Усачева, а также «Золотой остров», уже давно обсуждаемый, но никак не становящийся строительной реальностью.
Тем не менее, если вспомнить кризис десятилетней давности, можно уверенно говорить о прочности рынка дорогого жилья. В те времена при гораздо худших обстоятельствах он на несколько месяцев просел на 10-15%, но уже к зиме цены вернулись на докризисный уровень, а последующие годы, в которые почти не возникало новых домов топ-класса, возник дефицит предложения, вызвавший в свою очередь дополнительный рост цен. В случае с нынешней осенью все не так страшно. И даже нет повода для дешевения жилья топ-класса — в отличие от жилья более скромных категорий.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте