Обзор рынка купли-продажи коммерческой недвижимости в Москве за сентябрь 2008 года от консалтинговой компании Russian Research Group
Основными сентябрьскими характеристиками можно назвать:
- заметный рост большинства основных показателей рынка;
- резкое увеличение числа выставленных на продажу объектов, обусловленное, с одной стороны, опасениями инвесторов и собственников, что недвижимость скоро может потерять ликвидность, а с другой стороны, потребностью в финансовых средствах;
- серьезное – до рекордных за весь период мониторинга – увеличение доли офисного сегмента по общей стоимости предложений;
- массовый выход на рынок торговых помещений площадью менее 1.000 кв.м, расположенных за пределами Садового кольца;
- рост средневзвешенной цены на торговые помещения за пределами Садового кольца, добравшейся до своего рекордного значения.
- продолжающийся рост сроков экспонирования объектов, как показатель крайне низкой оборачиваемости рынка
В сентябре объем предложения рынка купли-продажи коммерческой недвижимости не просто оказался гораздо выше, чем в предыдущем месяце, а достиг рекордных за все время мониторинга значений. При этом сроки экспозиции объектов на рынке все продолжают удлиняться. Отчасти столь высокие значения, можно объяснить сезонным фактором – традиционным ростом после летнего «отдыха». Однако, главная причина – набирающий силу кризис. Сказываются опасения собственников перед возможным снижением цен и низкой ликвидностью объектов недвижимость. Немаловажными в данном случае факторами также являются высокая стоимость и низкая доступность заемных денег и сложности в рефинансировании недвижимости. Таким образом, активное стремление продать обусловлено еще и потребностью в деньгах. Все вместе это и приводит к росту объема предложения.
В целом количество объектов увеличилось на 12% и составило 1.251 шт. объем предложения в финансовом эквиваленте вырос на 17% относительно августа, составив $15 млрд. Такого объема предложения не наблюдалось за весь период мониторинга. Суммарная площадь предложения также выросла существенно (11% относительно предыдущего месяца) и достигла рекордных значений − 2.261 тыс. кв. м. При этом наибольший вклад в увеличение объема рынка внес сегмент офисных помещений, серьезно увеличивший свою долю на рынке по общей стоимости всех предложений. Однако не стоит приписывать заслугу массового «выброса» предложений одному только офисному сегменту: если посмотреть на количество торговых объектов, то, например, за пределами Садового кольца оно увеличилось за месяц на 14%. Другое дело, что эти торговые помещения небольшие по площади (средняя площадь «внецентровых» торговых объектов снизилась на 15%), что в результате сказалось общей площади и общей стоимости. Так что вполне можно сделать вывод: в сентябре на рынок активно выходили как офисные, так и торговые помещения.
Цены и структура ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте