Российское авторское общество, отвечающее в нашей стране за защиту правообладателей в музыкальной сфере, неожиданно оказалось под огнем критики, пишет газета Метро. Статьи такой направленности возникли в СМИ, но главным источником атаки на организацию стало министерство связи и массовых коммуникаций. Ведомство считает, что следует поменять правила взаимоотношений между авторами и организациями, коллективно управляющими их правами.
Сейчас Российское авторское общество защищает всех авторов на территории страны, вне зависимости от того, есть у них договор с организацией или нет. Такая система позволяет пресекать нарушения прав любых авторов, а также регулярно и четко взимать денежные вознаграждения и передавать их авторам. Тем не менее, Минкомсвязи считает, что необходимо законодательно сделать так, чтобы все авторы были обязаны заключать договоры с компаниями, защищающими их права. В ведомстве считают, что это повысит эффективность сбора средств и управления в сфере интеллектуальной собственности. Но здесь возникает важный нюанс: та система, которую создало Российское авторское общество, была построена на богатом опыте работы аналогичных организаций за рубежом. Благодаря этой системе впервые в нашей стране была налажена бесперебойная регуляция такой непростой области, как авторское право. А ведь именно оно в 90-е и 2000-е годы пребывало в состоянии абсолютного хаоса. Российское авторское общество сделало важную вещь – заставило считаться с правами авторов. Эта организация собирает деньги со всех, кто использует произведения российских и зарубежных авторов в нашей стране: организаторов концертов, промоутеров, телеканалов, радиостанций, ресторанов, магазинов, кафе и так далее, и распределяет их среди авторов, чьи произведения были использованы. Удобство этой системы состоит в том, что защита распространяется на всех авторов России без исключения. Если их произведения были использованы, то свои деньги они получат обязательно. А с другой стороны, тем, кто пользуется произведениями этих авторов, также удобно. Им не надо искать всех авторов, чтобы выплатить им вознаграждения. А для ресторанов или кафе, где звучит фоновая музыка, вариант с поиском авторов вообще невыполним даже теоретически.
Российское авторское общество имеет 12 филиалов и 33 представительства в регионах, обладает штатом из 660 юристов, ежегодно ведущих более 1,5 тысяч дел о защите прав. На протяжении последних лет сборы авторских вознаграждений, которые получает РАО, только растут. За пять лет они увеличились почти в два раза и в прошлом году составили 4,6 млрд рублей. Более того, Российское авторское общество защищает на территории России еще и права иностранных авторов. У него заключено 189 соглашений со 119 иностранными авторскими обществами в 68 странах мира. За 2014 год организация перечислила почти 350 млн руб. вознаграждений партнерам из западных стран.
И вот всю эту систему Минкомсвязи намерено разрушить. Учитывая приведенные цифры, говорить о низкой эффективности Российского авторского общества не приходится. Система, выстроенная организацией, работает исправно, количество членов общества достигло 28 тыс. и постоянно увеличивается. С другой стороны, вряд ли министерство ставит целью намеренно испортить ситуацию. Значит, имеет место непонимание роли Российского авторского общества и механизма работы всей системы. К сожалению, именно этим грешат и СМИ, критикующие РАО. А ведь построить гораздо сложнее, чем разрушить.