Не секрет, что восстановление строительной отрасли из всех отраслей экономики идет наиболее слабыми темпами. По данным Росстата, возведение жилья в 2009 году сократилось по сравнению с 2008 годом на 6,7 проц, и это немало, учитывая, что в предкризисные годы отрасль переживала самый настоящий "бум". Восстанавливаться строительный сектор не торопится – по данным того же Росстата, 80 проц компаний сектора не ожидают позитивных изменений в ближайшее время.
"Инвестиций и новых проектов катастрофически не хватает, поэтому темпы ввода нового жилья невысоки и значительно отстают от докризисных показателей, - комментирует эксперт департамента оценки "2К Аудит – Деловые консультации" Петр Клюев. - На примере строительной отрасли хорошо видны и общие проблемы государственного управления в нашей стране. Однако строительную отрасль в ближайшее время ждут существенные изменения с точки зрения повышения защищенности покупателя и снижения административного регулирования".
Правительство РФ уже внесло изменения в Земельный и Градостроительный кодексы, исключив из них абсолютное большинство административных барьеров, но, по мнению самих властей, на практике этого оказалось недостаточно и еще необходимо добиться исполнения соответствующих законов на местах.
В настоящее время согласование новых строительных проектов в РФ затягивается на годы, хотя объективно для этого достаточно нескольких месяцев. За более чем 15 лет реформирования строительного рынка в федеральное законодательство было внесено значительное количество изменений, но практическое внедрение этого законодательства продвигается очень медленно, в результате чего до сих пор не создана среда, которая способствует формированию конкурентных и эффективных локальных рынков. Ключевой причиной такого положения вещей являются множественные административные барьеры.
Необоснованные административные барьеры, ограничивая конкуренцию и снижая эффективность инвестиционно-строительного сектора, приводят к значительным финансовым потерям для бизнеса, ухудшению делового климата. Согласно современным исследованиям, прохождение комплекса всех административных согласовательных процедур, связанных с реализацией одного строительного проекта в России может занимать 704 дня. Средний показатель для аналогичных проектов в Восточной Европе равен 264,2 дня, а для стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития - 157 дней. При этом в России требуется пройти 54 процедуры, а в Восточной Европе и странах ОЭСР - 22,6 и 15,1 процедуры соответственно. Относительная стоимость этих процедур в РФ превосходит средние показатели Восточной Европы в 4 раза, а ОЭСР - в 40 раз.
В связи со сложившейся ситуацией, российский премьер Владимир Путин поручил прокурорам проверить соблюдение градостроительных законов в регионах. 15 марта 2010 года на совещании в правительстве он заявил, что из-за неповоротливости бюрократической машины согласование новых проектов затягивается на годы. "Складывается впечатление, что сегодня от строителей в первую очередь требуется умение "договариваться" с властями, а само строительство - дело уже второе. Зачем тогда, спрашивается, обращать внимание на качество, внедрять новые технологии, повышать эффективность работы, если все заранее решают теневые связи?", - заявил премьер.
По мнению властей также необходимо упростить требования к форме и составу градостроительных документов. Это позволит ускорить принятие актов, необходимых для начала строительства. Нужно реформировать систему экспертизы проектных документов при строительстве, ликвидировав искусственно созданную монополию в этой сфере и снизить тем самым издержки застройщиков. А за качество экспертизы ответственность должны нести сами эксперты.
"Правительством уже разработаны поправки в законопроект "О долевом строительстве", который сейчас находится на согласовании в Госдуме и в апреле будет вынесен на открытое обсуждение, - комментирует П.Клюев. - Данный законопроект в значительной мере поставит заслон "серым" продажам квартир в новостройках. Такие до сих пор активно используемые схемы как продажа квартир по предварительным договорам и векселям станут практически невозможны. Эти меры должны повысить защищенность дольщиков".
"Поправки, готовящиеся сейчас в Минрегионе, должны систематизировать процесс получения разрешений на строительство, продолжает эксперт. - Таким образом, для строительной отрасли в России создаются определенные принципы и стандарты функционирования вместо многочисленных согласований и разрешительных процедур, которые серьезно повышают коррупционное давление на отрасль".
Публикация информации о земельных участках в интернете, независимые экспертизы проектной документации и в целом переход на предоставление госуслуг в электронном виде должны способствовать повышению прозрачности в строительном бизнесе, убежден П.Клюев.
С аналитиком соглашаются и в компании "ВТБ-капитал". "На наш взгляд, реализация предлагаемых мер будет иметь в целом позитивное значение для сектора, учитывая, что данный рынок – один из наиболее забюрократизированных, поскольку на получение всех необходимых разрешений уходит в лучшем случае 2 года, - отмечают экономисты. - Реализация строительного проекта может занимать от 9 месяцев до 2 лет. Такое положение дел создает крайне благодатную почву для коррупции".
"Сразу и кардинально принятие этих поправок ситуацию на строительном рынке не изменит, но в перспективе это должно стимулировать "разморозку" строительства жилья в регионах, снижение себестоимости строительства, а, в конечном счете, и цен для граждан, - резюмирует П.Клюев. - Оценить успешность данных мер можно будет в 2011-2012 годах".
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте