В мире недвижимости ипподромы стоят в одном ряду с другими объектами спортивной и социальной инфраструктуры (например, стадионами) и часто воспринимаются как обременение, нежели источник прибыли. Однако, согласно результатам исследования, проведенного московским департаментом консалтинга и оценки NAI Becar, ипподромы вполне способны выполнять «рыночную» функцию и служить источником привлечения посетителей.
Ипподромы появились еще в античной Греции, в России же первый ипподром был организован только в 1826 г. в Липецкой области (в то время Тамбовской губернии). В 1834 г. открылся Московский ипподром на Ходынском поле (сейчас - Центральный московский ипподром).
Сегодня в России около 50 крупных ипподромов, из них около 70% находятся в рабочем состоянии, тем не менее, практически ни один из существующих объектов не сопоставим по качеству с мировыми аналогами. Одним из наиболее качественных на сегодняшний день является Казанский ипподром.
Необходимо отметить, что основной проблемой всей отрасли является, по сути, отсутствие культуры посещения скачек и проведения качественного досуга на территории ипподрома в формате, в котором это принято в западных и азиатских странах. «Например, на скачки в английском Нью-Маркете на несколько дней приезжают любители конного спорта и туристы со всего мира, ипподромы в Гонконге и Австралии служат местом отдыха для семей и проведения корпоративных мероприятий для компаний, таким образом, ипподромы выполняют функцию магнита или «якоря», - комментирует Маргарита Трофимова, директор департамента консалтинга и оценки NAI Becar в Москве.
В последнее время стартовали сразу несколько крупных проектов по реновации и новому строительству ипподромов. Масштабная программа возобновления инициирована ОАО Росипподромы совместно с Газпромом, помимо этого ипподром входит в состав проекта по комплексному освоению территории в Ростове-на-Дону.
По данным NAI Becar, стоимость реконструкции может варьироваться в диапазоне от 30 (реконструкция трибун) до 100 тыс./кв. м (строительство здания ипподрома).
«Иппономика»
Доходная составляющая ипподромов складывается из нескольких основных источников – это доходы конно-спортивного комплекса (КСК) и непосредственно самого ипподрома, а также доход от коммерческой недвижимости. Успешность и востребованность всего комплекса в этом случае как раз обусловлена наличием ипподрома в качестве доминанты всего комплекса.
В структуре доходов конно-спортивный комплекс в совокупности с выручкой от продажи билетов может занимать около 20% (без учета тотализатора).
По словам Анны Данченок, заместителя директора департамента консалтинга и оценки NAI Becar в Москве, максимизировать же концепцию ипподромов позволяет комплекс коммерческой инфраструктуры, доход от которой составляет до 70%, в том числе за счет включения таких объектов как:
- Бизнес-центр (конференц-залы),
- Торгово-развлекательный центр, включающий специализированную галерею магазинов,
- Гостиница,
- Панорамный ресторан и пр.
Кроме того, необходимо учитывать, что тотализатор может приносить до 20% дополнительных доходов всего комплекса.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте