С 1 февраля 2014 года Федеральный закон №379-ФЗ позволяет органам регистрации осуществлять ускоренную государственную регистрацию права собственности нотариальных сделок. В соответствии с ФЗ срок государственной регистрации составляет 5 рабочих дней. В тоже время срок государственной регистрации права собственности сделок в простой письменной форме в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» п.3 ст.13 составляет 18 календарных дней со дня приема заявления и документов.
379-ФЗ не просто изменил срок регистрации на основании нотариальной сделки, а сделал это одновременно сняв с системы государственной регистрации обязанность осуществлять в соответствии со ст. 13 ФЗ-122 правовую экспертиза документов, в том числе проверку законности нотариальной сделки. За Росреестром сохранилась обязанность лишь установить отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с Федеральным законом.
Из чего следует, что ответственность за проверку законности нотариальной сделки больше не распределена между Росреестром и нотариусом, излишняя дублирующая функция снята. Встает логичный вопрос, насколько оправданы такие изменения? Сокращение срока это хорошо, но не приведет ли уменьшение функций Росреестра к дополнительному правовому риску сторон сделки?
Дело в том, что Росреестр, к сожалению, не в состоянии обеспечить надлежащую правовую защиту сторон. Осуществляя проверку законности сделки, Росреестр не проводит проверку по основному элементу сделки - он не устанавливает волю сторон. Более того, Росреестр не контролирует цену сделки, не обеспечивает разъяснения сторонам правовых последствий того, под чем они подписались.
Росреестр, наделенный государственным авторитетом и публично признавая права собственности по сделкам в простой письменной форме, не контролирует обеспечение ее законности. Де-факто, осуществляя лишь учетную функцию, оставляет весь риск последствий на участниках сделки.
Ситуация со сроками регистрации также до сих пор не решена. Указанные в законе сроки регистрации на практике не выдерживаются. Ответ руководителей Росреестра простой - указанный в законе срок, это срок регистрации, а срок выдачи документов и ответственность за его нарушения не предусмотрена. В итоге регистрируется переход права в установленный срок, а документы выдаются с задержкой от пяти дней до месяца.
Вопрос со сроками регистрации созданные МФЦ по оказанию гос.услуг не решат. Затягиваются сроки регистрации из-за правовой экспертизы документов, плохого программного обеспечения, некомплектности штата специалистов, забюрократизированности центрального аппарата Росреестра в Москве. Функция МФЦ это принятие пакета документов на регистрацию и передача их в Росреестр. И если в самом Росреестре при приеме документов специалист может обратить внимание или ответить на несложный вопрос по комплектности документов, то в МФЦ и этой информации вы не получите. Кроме того, срок регистрации по поданным документам через МФЦ увеличивается на время пересылки до Росреестра в среднем на 4 дня.
Росреестр сегодня не способен справиться с возложенными на него функциями обеспечения законности основания регистрации перехода права собственности. Необходимо передать альтернативную возможность государственной регистрации права собственности нотариусам, как это сделано не только в странах Еврозоны, но и в Украине. Нотариус - представитель государства, часть правоохранительной системы и высококвалифицированный юрист. Он должен иметь возможность в режиме реального времени не только производить регистрацию по нотариальным сделкам, но и получать выписки, регистрировать обременения и т.д. Эта мера полностью ликвидировала бы коррупцию в системе Росреестра, ускорения регистрации уйдут в прошлое. Позитив для рынка недвижимости был бы огромный.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте