Римская цивилизация, помимо законодательства, трудов историков, наследия поэтов и драматургов, оставила нам недвижимость. Конечно, она не вся сохранилась, но и то, что дошло до нашего времени позволяет судить о том как жили люди Римской империи. Жили хорошо, лучше и комфортнее, чем представители цивилизации современной.
Понятно, что хорошая недвижимость нравилась людям всегда. Однако именно Римская империя представляет нам полноценный мир недвижимости с развернутым жанровым составом объектов, разнообразием вариантов их архитектурных решений, развитой типологией жилища, простыми и интересными примерами адаптации архитектуры к климатическим условиям.
Если посмотреть на здания эпохи Римской империи именно как недвижимость, выяснится, что по уровню продуманности и комфорта жизни у римлян есть чему поучиться. Об этом рассказывает большая коллекция фоторабот архитектора Максима Атаянца, представленная на выставке Pax Romana, открывшейся в музее архитектуры. Мы предложили автору, не только хорошему фотографу и знатоку древностей, но и практикующему проектировщику, создающему современные дома, несколько вопросов, позволяющих взглянуть на римский мир в жанре описания объектов недвижимости.
– Как вы относитесь к римской архитектуре в плане функциональности, римским городам как месту для жизни?
Главное что было хорошо, что делало римскую империю именно империей, причем образцовой для всех последующих, – архитектура. Она служила главным средством пропаганды имперских ценностей.
Человек, который откуда-нибудь из Британии приехал бы, допустим, на Аравийский полуостров, всегда точно знал, что в любом городе он найдет набор разного рода институций, в которых ему будет удобно. Он знал, что там будет обязательно театр либо амфитеатр, и к тому же не один, наверняка найдется форум с главной площадью, базилика, где решаются все деловые вопросы или идти суды (а тогда очень любили судиться). Будут, конечно, бордели разного уровня, будут бани. Кстати, самое точное для современного человека представление о том, что такое римские императорские центры – передается словом «аквапарк». Плюс к тому, в любом городе будет масса спортивных зрелищных сооружений. В общем будет устроенная абсолютно ясным образом и с высоким качеством – по крайней мере в отношении общественных заведений – жизнь. С чистыми общественными сортирами и хорошим уровнем гигиены. Ну, и с домами разного качества – это может быть вовсе дыра без естественного света, а может жилище исключительно высокого уровня.
Конечно, богатый с его комфортной жизнью мог все блага получать дома. а мог и куда-то пойти. Зато бедный понимал, что, выйдя из своей темной дыры, он с удовольствием проведет время, потому что ему доступны замечательные бани, кошмарное количество трактиров, зрелища с гладиаторами. Это, кстати, приводило к тому, что нижние социальные классы колоссальное количество времени проводили на улице – болтаясь. Это лучше, чем сидеть в той дыре, куда бедному человеку надо приходить на ночь.
– Как вы оцениваете сами жилища, с точки зрения н только эстетики, но и функциональности – опять же как объекты недвижимости?
– Неплохие были жилища. У замечательной исследовательницы Сергиенко, которая писала про жизнь Помпей и Рима (книги, изданные в 1940-50-е годы), было написано, что бедные римляне ютились в квартирах площадью не более 100 метров. С учетом времени издания это замечательное суждение. Но тем не менее нужно сказать, что в общем-то народу было много, потому что кроме хозяев были еще рабы, и люди бедные зачастую не могли выделить для них отдельную комнату.
Надо сказать, что Помпеи, несмотря на сохранность, являются не очень характерным примером римской архитектуры, когда их засыпало пеплом, развитие города единовременно завершилось. Это было перед градостроительной революцией, когда произошла резкая замена застройки на многоэтажные дома. В Риме она к момемнту гибели Помпей уже произошла. но недалеко от Рима есть, например, город Остия, дошедший до нас в хорошей сохранности. И он как раз был застроен пятиэтажными домами, там видно, как была устроена жизнь горожан.
– Это замечательная вещь. Так получилось, что я поехал в те места в самую жару. Это долина, которая расположена между двумя горными хребтами, место славится невероятной плодородностью, там растет самая лучшая в мире пшеница. Но только летом средняя температура – 46-47 градусов. Поэтому появился специальный подземный этаж. Собственно на нем стоял сам дом, а световой колодец доходил до низа. Так вот, в подземном этаже минимум градусов на 10 меньше, чем снаружи. Это пример того, что одинаковые на первый взгляд схемы римского дома несложно приспосабливаются к климату – как к германскому холодному, так и к африканскому жаркому.
– Сколько времени вы собирали свою коллекцию римской недвижимости?
– Я ездил три года. Это не совсем туризм, скорее такого рода поездки более уместно назвать экспедицией. Они довольно тяжелые и не всегда бывают безопасными. были случаи, например, когда (в Африке) приходилось ездить с телохранителем. Потому что ситуация там – примерно как если бы мы сейчас собрались съездить куда-нибудь в Дагестан, поснимать в свое удовольствие на природе под Махачкалой. Места и там красивые, но к сожалению, возле Каспийского моря колонны повсюду не торчат.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте