Изменение спроса в пользу небольших квартир, расположенных в жилых комплексах «без излишеств», вынудило застройщиков менять ранее разработанные концепции проектов. Вместо иных, не самых удачных комплексов бизнес-класса в городе появилось долгожданное экономичное жилье. Спрос на него всегда хороший.
Строительство дома - процедура небыстрая и трудоемкая. Строительный цикл занимает в среднем два года. А с учетом того, что масса времени уходит на разработку проекта и получение различных согласований, то срок удваивается или утраивается. И за это время многое может измениться.
Ничего лишнего
За последние три года ситуация менялась не только на рынке недвижимости, но и в экономике в целом. Во второй половине 2008 года экономический кризис переполз из Европы в Россию. Изменение в финансовой системе, падение доходов москвичей сказались на их приоритетах при выборе жилья. По наблюдениям Александра Зиминского, директора департамента продаж элитной недвижимости компании Penny Lane Realty, которыми эксперт поделился с www.metrinfo.ru, квартиры небольших площадей стали заметно лучше продаваться, в то время как спрос на солидные метражи, напротив, упал. Покупатели стали более требовательными к набору и качеству инфраструктуры в жилом комплексе: они хотят иметь все необходимое для комфортной жизни, но вместе с тем не согласны платить за ненужные изыски девелоперов. Такие же требования клиенты стали предъявлять к архитектуре, придомовой территории, услугам управляющей компании – должно быть все необходимое, но без лишних опций, которые удорожают и без того высокую стоимость жилья.
Но многие проекты не соответствовали этим требованиям, так как они были разработаны до кризиса, когда потребитель был не против «излишеств». Как отметила Ольга Новикова, руководитель департамента аналитики и консалтинга компании «НДВ-Недвижимость», в сложившейся ситуации у девелопера выбора практически не было. Либо идти на определенные потери, но начинать реализацию и продолжать развитие, либо оставаться с неэффективным непродающимся проектом.
Что предусматривает реконцепция
Что мы понимаем под реконцепцией? По данным Марии Литинецкой, генерального директора компании «МИЭЛЬ-Новостройки», есть застройщики, которые решили «перевести» свои проекты из сегмента бизнес-класса в эконом. Как объяснил Владимир Трибрат, директор по маркетингу ГК «Пионер»-Москва, снижение класса объекта - это прежде всего удешевление затрат на строительные и отделочные материалы (лифты, стеклопакеты, материалы отделки мест общего пользования, элементы благоустройства территории). Кроме этого при понижении класса с «бизнеса» до «эконома» уменьшается и количество парковочных мест – с 1,7 до 1 машиноместа на 1 квартиру, что выгодно застройщику.
Еще один из приемов, применяемых при реконцепции дорогих ЖК – это уменьшение площадей квартир. «При грамотной реконцепции сокращение жилых площадей для девелопера может повысить и ликвидность, и рентабельность проекта», - говорит Александр Зиминский (Penny Lane Realty). По оценке эксперта, уменьшение жилых площадей на 20-30% «урезает» стоимость квартиры на 10-20%. Однако надо иметь в виду, что при более низкой стоимости квартиры цена квадратного метра остается такой же или даже выше, чем была изначально.
Офис становится жилым домом
По информации Марии Литинецкой («МИЭЛЬ-Новостройки ...
Комментарии
(1)#Последние комментарии на сайте