Большой театр 28 октября откроется после реконструкции, затянувшейся на шесть лет и стоившей бюджету 24,2 млрд рублей. Операция по реанимированию сопровождалась чередой скандалов и многим, отчасти и Юрию Лужкову, стоила карьеры.
Реконструкция исторического здания Государственного академического Большого театра России (ГАБТ), начавшаяся в 2005 году, завершена. Комиссия Ростехнадзора подписала акт итоговой проверки 28 сентября. Однако страсти вокруг реконструкции не утихают до сих пор.
Большой театр основан в 1776 году. Первое здание строилось на Петровке, но сгорело еще до открытия. В 1780 году на том же месте был построен Петровский театр Медокса, который сгорел 8 октября 1805 года. Новое здание императорского театра было построено по проекту Росси на Арбатской площади: его уничтожил пожар 1812 года. Театр вновь открылся на Петровке в январе 1825 года, но в 1853 году здание сгорело практически полностью, и только через три года было восстановлено архитектором Альбертом Кавосом. Тогда над входным портиком была установлена бронзовая квадрига работы Петра Клодта. В 1941 году у стен театра разорвалась бомба, осколки которой повредили скульптуры, расположенные в фасадных нишах Большого. Их до недавнего времени подменяли «советские» музы.
В ходе реконструкции, которая длилась шесть лет, площадь здания увеличилась вдвое за счет шестиэтажной подземной части. «Фактически под Большим театром закрытым способом построен дом, почти равновеликий ему самому. Это некий такой пьедестал, на который опирается материк и на котором стоит историческое здание», — рассказал BFM.ru экс-главный архитектор реконструкции ГАБТ Никита Шангин.
Генеральный директор музеев Московского Кремля Андрей Баталов в беседе с BFM.ru назвал «правильными» все действия, предпринятые реставраторами.
В результате реконструкции и реставрации в Большом театре восстановлена легендарная акустика (звучание приезжал тестировать Пласидо Доминго), установлены уникальные системы трансформации сцены (так, во время балетных спектаклей пол «гасит» звук, а во время оперных — отражает).
Интерьеры реставрировали по старинным рецептам с использованием водки, яиц и золота. На позолоту украшений из папье-маше понадобилось почти 5 кг золота. Вручную перебрали все 150 тысяч элементов люстры, меняя пришедшие в негодность и подбирая взамен подходящие по цвету аналоги.
Изменилось оформление портала сцены: по гравюрам 1859 года воссозданы первоначальный поднимающийся занавес «Въезд Минина и Пожарского в Москву» Козроэ-Дузе и раздвижной занавес с надписью «Россия» по эскизам Федора Федоровского, переработанным художником Сергеем Бархиным.
Количество мест сократилось с 2200 до 1720, но кресла стали удобнее. Зал приспособлен для зрителей с нарушениями здоровья. Восстановлены интерьеры главного вестибюля, также воссоздан мозаичный пол.
В ходе реконструкции с фасадов театра сняли гипсовых муз, которые были установлены в 1942 году скульпторами Митрофаном Рукавишниковым и Сергеем Кольцовым взамен утерянных в результате бомбежки. Их место заняли скульптуры, созданные коллективом Константина Арабчикова по образцу 1856 года. Была отреставрирована квадрига Аполлона.
«Те реставрационные работы, которые происходили в театре, все выполнены на очень высоком уровне, и многим помещениям действительно возвращен их исторический облик. Они открыты для зрителей в то время как часть из них была закрыта для посещений. В этом отношении совершен реставрационный подвиг, — считает Баталов. — Возвращение зданию первоначального цвета, восстановление фигур муз в нишах на южном фасаде — все это понравилось».
«История с колоннадой называется подлогом»
Однако Андрей Баталов неоднозначно оценил работу тех, кто занимался реконструкцией здания. «При работах в Большом театре был создан опасный для сохранения нашего культурного наследия прецедент, — говорит он. — То есть приспособление здания [под определенные функции] с ущербом для его исторической ценности. Это (я имею в виду изменение северной стены театра для ввоза крупномасштабных декораций) — не сохранение наследия. Жалко, что не удалось там установить колонны от разрушенного портика Бове. Он обладал историко-культурным значением, являлся неотъемлемой частью первоначального здания».
Никита Шангин еще более категоричен. Он утверждает, что сам факт возможности реконструкции Большого театра состоялся только вследствие того, что колоннада сохраняется и переносится в подземный зал.
«У современного оперного театра джентльменский набор — это 4 смены сцен, 4 сменные сценические платформы. Это главная сцена, арьерсцена и правый, и левый карманы. У Большого театра была одна сцена, никаких карманов, никакой арьерсцены не было. Предел существующего здания можно было дать ему только одну сменную сцену — заднюю арьерсцену. Но для этого было нужно разобрать остатки этой колоннады, против чего категорически возражала охрана памятников и Минкультуры. Мы придумали этот наземный зал, которым сейчас все бравируют, и мы придумали эту колоннаду перенести в этот подземный зал, сделав ее главным элементом этого подземного зала», — говорит он.
По его словам, сейчас колоннада «в каком-то пионерском лагере в распиленном состоянии валяется».
«Я считаю, что юридически история с колоннадой называется подлогом, так как на реконструкцию пошли, но условие, при котором было разрешено делать все эти реконструкции, не выполнили», — заявил архитектор Шангин.
Он не скрывает обиду: «Нам в свое время не разрешали даже сделать стеклянные павильоны над выходом из подземного пространства — искажаете исторический облик площади. Моспроект «залудил» этот чудовищный филиал, чудовищный фасад филиала, чудовищный бугор зеленый с какими-то бредовыми лестницами, омерзительный фонтан перед фасадом Большого театра, который бугром выперся. Это можно».
«Большой театр — не музей, и никогда музеем не будет»
Классика останется приоритетом в опере и в балете, рассказал на днях в интервью Reuters Анатолий Иксанов, генеральный директор Большого театра с 2000 года. «Главная сцена останется традиционной. Но это не значит, что мы позволим себе покрыться слоем пыли. Большой театр — не музей, и никогда музеем не будет».
Большой театр — большой «ремонт». Сама история реконструкции театра стала многобюджетной постановкой, распределение ролей в которой, как это водится в театре, было не лишено драматизма.
Как менялся бюджет реконструкции
Реконструкцию и реставрацию Большого театра оплатил федеральный бюджет. «Там ни одной копейки нет, которую бы вложили какие-то инвесторы, и никто не имеет права сейчас говорить, что это он на свои деньги восстанавливал театр, — говорит в интервью BFM.ru Михаил Сидоров, официальный представитель генподрядчика, группы «Сумма». — Государство потратило на этот объект 24,2 млрд рублей. Из них 11 млрд рублей были потрачены за все годы стройки, а еще 11 млрд рублей ушли на механизацию».
Запомним эту цифру — 24, 2 млрд рублей. При этом 22 сентября этого года Анатолий Иксанов сообщил Reuters, что 20 млрд рублей — сумма, которую он ожидал увидеть, хотя строительные компании называли суммы до двух раз больше, что «заставляло чиновников из Министерства культуры краснеть и говорить, что эндемическая коррупция в стране добралась и до сцены».
В мае сумму в 20 млрд рублей озвучивал и министр культуры Александр Авдеев. «Общую сумму сейчас сложно назвать, — сказал тогда чиновник, — потому что идет инфляция. Пять лет назад это была одна сумма, коэффициенты инфляционные росли и не пересчитывались, цемент дорожал и кирпич дорожал. Поэтому сегодняшняя сумма выше той, которая предусматривалась — и не потому, что был перерасход, а потому что была инфляция, экономический кризис, подорожание. Я думаю, что эта сумма вышла за пределы 20 млрд рублей».
Напомним, что перед началом реконструкции театра был обозначен бюджет — 1 млрд долларов (около 25 млрд ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте