Разразившаяся в 2019 году пандемия коронавируса, ударившая по Российской Федерации в начале 2020 года, сейчас, в середине 2021 года, не ослабевает своей хватки. Все также, несмотря на начало вакцинации, по 8-10 тысяч выявленных зараженных ежедневно, все также люди продолжают болеть, страдать и умирать. Истинные масштабы и последствия этой напасти нам еще предстоит понять и осмыслить в будущем, но сегодня уже ясно, что реальность кардинально изменилась и игнорировать произошедшие перемены бизнес себе позволить уже не может.
Особенно сильно от пандемии пострадали предприятия общественного питания, сервиса, а также в целом торговля как сегмент экономики. И дело не только в ограничениях - значительно пострадала покупательская способность рядовых граждан, что привело к сокращению среднего чека и потере части аудитории.
Опустевшие торговые центры - печальные будни пандемии
Эксперты предсказывают, что последствия пандемии, даже в случае ее окончании, а об этом пока даже не может быть и речи, еще долгое время будут ощущаться в торговой сфере. Возможно рано или поздно возобновится рост экономики страны, а граждане и бизнес начнут себя чувствовать более уверенно. Тем не менее пандемия нанесла сильный психологический вред - люди стали себя вести более изолированно, осторожно. Не стоит ожидать, что в ближайшие месяцы наступит переломный момент и ситуация начнет возвращаться к докризисным реалиям. Что же делать представителям торгового бизнеса - собственникам торговых центров, управляющим компаниям и арендаторам?
Единственный способ увеличить сейчас доходы - это найти способ приспособиться к ситуации. Для торговых центров это означает провести анализ и, возможно, провести реконцепцию.
Реконцепция торговых центров - этот комплекс мероприятий по изучению текущего положения, поиску возможных решений и корректировке, либо изменению существующей концепции. Для осуществления этого подхода проводят анализ текущей ситуации - какие торговый центр имеет показатели отказов арендаторов, как менялась его заполняемость до и во время пандемии, каков и как изменился портрет покупательской аудитории, ее предпочтения. Соответствует ли сегодня торговый центр заявленной ранее концепции, каковы наиболее слабые точки, какие сложились "мертвые зоны", из какой категории сферы услуг чаще всего торговый центр покидают арендаторы и так далее - то есть необходимо выявить все сильные и слабые стороны бизнеса.
После получения более ясной статистической картины, описывающей работу торгового центра, необходимо произвести поиск более удачных решений с точки зрения позиционирования и управления центром. Для каждого варианта оценить возможную эффективность вложения средств и соответствующие риски. В итоге могут быть найдены свежие решения, способные оживить и поднять прибыльность бизнеса.
Реконцепцией торговых центров сегодня занимаются многие успешные управляющие компании, получившие соответствующий опыт на собственных объектах и готовые придти на помощь к собственникам проблемного бизнеса. Среди экспертов рынка, профессионально оказывающих услуги по реконцепции, можно назвать такие компании как АйБи Групп, Концепт Девелопмент, RRG, Арт Пипл Групп и ряд других компаний.
В качестве итога хочется выразить уверенность, что человечество, как и много лет назад, и в этот раз справится с испытаниями и будет двигаться дальше, как бы пафосно это не звучало. Залог любого успеха - способность меняться. Кто сможет найти лучшее новое решение для своего бизнеса, тот в итоге и победит.