Депутаты Госдумы хотят ужесточить наказание за получение криминального контроля над имуществом и денежными средствами предприятий различных форм собственности. Соответствующий законопроект "О внесении дополнений в Уголовный кодекс РФ", разработанный группой депутатов ГД, планируется рассмотреть на весенней сессии. Если закон будет принят, то в ближайшее время, согласно законопроекту, за мошенничество, в аспекте рейдерства, максимально можно будет получить 15 лет с конфискацией имущества, а за грабеж - 20 лет.
Как уже писала "Российская бизнес-газета", сегодня российское корпоративное и уголовное право пока не содержат определения, что такое рейдерство. Поэтому депутаты решили подкрепить соответствующей формулировкой некоторые статьи Уголовного кодекса, которыми активно пользуется криминальное рейдерство для получения результатов. В частности речь идет о статье 63 УК, которая предусматривает перечень отягчающих обстоятельств. Ее дополнили новым подпунктом, который и описывает рейдерство как "совершение преступления связано с незаконным приобретением права владения, и (или) пользования, и (или) распоряжения активами (частью активов) юридического лица, либо связано с установлением контроля над юридическим лицом путем приобретения права владения, и (или) пользования, и (или) распоряжения долями участников юридического лица в уставном капитале юридического лица и/или голосующими акциями акционерного общества".
Помимо данной статьи изменения вносятся еще в 6 статей, среди которых 159 - мошенничество, 161 - грабеж, 165 - причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, 303 - фальсификация доказательств, 305 - вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта и 327 - подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков. Все они дополнены пунктами, трактующими данные действия в аспекте рейдерства.
Новые поправки вызвали неоднозначную реакцию как среди профессионального сообщества, так и среди самих депутатов. Так, в частности, Комитет Госдумы по собственности, рассмотрев данный законопроект, рекомендовал авторам его доработать. Отмечая актуальность проблемы противодействия незаконному захвату собственности, он обратил внимание на отсутствие четких определений относительно установления контроля над юридическим лицом, а это может привести к произвольному применению норм законопроекта, считают в комитете.
Кроме того, использование штрафа в качестве дополнительной меры наказания за совершенное преступление, по мнению комитета, требует более четкой регламентации от сумм совершенного хищения. В противном случае за аналогичные преступления в одном случае штраф может быть наложен в минимальном размере от предлагаемой в санкции меры, в другом случае - в максимальном размере.
В целом комитет считает, что внесение изменений в вышеназванные статьи является замещением уже предусмотренных в Уголовном кодексе мер за совершенные преступления. При этом авторами нового законопроекта не приводится никаких аргументов о недостаточности установленных мер.
С комитетом согласны и некоторые участники рынка, считая, что изменения в УК ничего не дадут, ситуацию могут поменять лишь поправки, внесенные правительством.
Напомним, что в прошлом году в первом чтении депутаты приняли законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так называемый "антирейдерский пакет", который был разработан минэкономразвития. Данный законопроект вносит поправки в Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК), Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в некоторые другие законодательные акты. Об усилении уголовной ответственности в нем речи не идет.
Правительственные поправки как раз вносят существенные изменения в АПК РФ, предлагая установить исключительную подсудность всех дел по спорам акционеров или участников, связанным с деятельностью хозяйственных товариществ и обществ, включая дела по искам к держателям реестров (регистраторам) акционерных обществ. Отныне все подобные споры должны рассматриваться арбитражным судом по месту нахождения соответствующего юридического лица.
Правда, несмотря на то, что депутаты одобрили законопроект в первом чтении, он также вызвал массу споров. Кстати, Комитет по собственности также высказал свои замечания. Помимо депутатов резкую позицию озвучил Верховный суд, посчитав, что предусмотренные проектом новации в части перераспределения судебной подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами вызывают серьезные возражения. В рассматриваемом проекте федерального закона под предлогом совершенствования механизма разрешения корпоративных конфликтов фактически предпринята попытка произвести перераспределение подведомственности целого ряда споров, что противоречит Конституции РФ, в связи с чем является недопустимой.
Между тем, в социологическом исследовании "Рейдерство как социально-экономический и политический феномен современной России", подготовленном фондом "Центр политических технологий" (ЦПТ), говорится, что рейдерство является сегодня одной из основных проблем современной российской экономики, подрывает уважение к правам собственности, препятствует долгосрочным инвестициям, резко ухудшает международный имидж российского бизнеса.
На основе проделанной аналитической работы представители ЦПТ делают вывод, что в настоящее время в России рейдерство опирается на административный ресурс и коррумпированные правоохранительные органы. Мерами борьбы с рейдерством респонденты ЦПТ считают различные законопроекты и поправки в действующее законодательство, в том числе в вышеназванный правительственный "антирейдерский пакет". Однако, отмечают авторы исследования, даже самые хорошие законы не будут работать без эффективной правоприменительной практики.
Юлия Камзолова
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте