Казахстанская столица Астана, только что отпраздновавшая свое 10-летие, напоминает Берлин середины 1990-х. «Сплошная стройка», — делится впечатлениями начальник отдела экономического анализа Евразийского банка развития Евгений Винокуров. Казахстан вообще развивается так же стремительно, как Восточная Германия, в одночасье избавившаяся от социализма. И теперь расплачивается за свои недавние успехи.
Правый берег реки Ишим пока еще напоминает советский Целиноград (в 1992 г. ему вернули имя Акмола, в 1998-м назвали Астаной, в переводе с казахского —«столица»), сплошь застроенный панельными пятиэтажками. Зато левобережье уже во власти новой Астаны — сверкающих коммерческих и государственных высоток. Правда, наступление застопорилось. Еще год назад строительством новой столицы занималось 60 000 человек, теперь — в 5 раз меньше. Новые двигатели экономики — иностранные кредиты и недвижимость — заглохли, осталось лететь на старых — сырье и, конечно, сельском хозяйстве, которое и привело к появлению названия Целиноград 47 лет назад.
ПРИМЕРНЫЙ БАНКИР
Американец Бен Слэй бывал в Казахстане около двух десятков раз. Лишь в этом году — дважды. Последние семь лет Слэй возглавляет региональное бюро Программы развития ООН со штаб-квартирой в Братиславе. В его ведении — страны Восточной Европы и бывшего СССР. Казахстан среди них — образец экономического чуда. ВВП страны прирастал на 10% в год, а то и быстрее. В рецепте этого чуда — два ингредиента. Первый — растущие цены на нефть и другие сырьевые богатства страны: черные и цветные металлы, уран, зерновые (в прошлом году был очень удачный урожай — 20 млн т). Второй — успешные экономические реформы. «Среди стран СНГ Казахстан является ведущей в области экономических реформ», — считает Слэй. Пенсионная и банковская реформы в Казахстане были проведены раньше и более последовательно, чем, например, в России.
В итоге, говорит аналитик «ЮниКредит Атон» Владимир Осаковский, казахстанская банковская система оказалась более продвинутой, чем российская: в ней выше концентрация (банков меньше, они крупнее и эффективнее), лучше развиты инструменты рефинансирования и банковского надзора, и она больше интегрирована во внешние рынки. По мнению Винокурова из Евразийского банка развития, этот вывод подтверждают и количественные показатели: отношение активов российских банков к ВВП страны — менее 50%, в Казахстане на 1 января 2008 г. эта цифра превышала 91%, а сейчас, через год после начала кризиса, равна 79%.
Кроме того, в Казахстане, за исключением специализированных и ипотечных структур, нет банков с государственным участием. Объем активов крупнейших казахстанских банков — БТА Банка и Казкоммерцбанка — делает их крупнейшими частными банками ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте