«Юридический адрес» ‑ понятие больше обиходное, в законодательстве такого термина нет. Но это выражение настолько популярно, что оно имеется даже в некоторых нормативных документах. То же самое можно сказать и о «фактическом адресе».
Под юридическим адресом обычно понимается адрес исполнительного органа, по которому с юридическим лицом осуществляется связь. А фактический адрес – это местонахождение основного офиса организации. Если говорить совсем просто, то юридический адрес – это то место, где находится руководство предприятия.
Не обладая юридическим адресом, гражданин, решивший заняться предпринимательством, по сути, не сможет открыть своё дело. Любопытно, что в зарубежных странах ничего похожего не имеется (достаточно почитать упаковки товаров российского и зарубежного производства – на наших указывают юридический, фактический адрес и иногда адрес производства, а на импортных адрес один). Это некое отечественное «ноу-хау» в правовой сфере, хоть и не особо логичное.
Юридический адрес может совпадать с фактическим расположением предприятия, и в крупных и средних компаниях такое нередко имеет место. Однако во многих других случаях юридический адрес не совпадает с местонахождением основных объектов организации: скажем, производство находится в загородном посёлке, а представительство компании – в центре города. Помещение в таких случаях может даже не принадлежать владельцам предприятия.
Как же выглядит юридический адрес? Это, по сути, комплекс документов – гарантийное письмо от собственника здания, договор аренды, акт приёма-передачи помещения, подтверждение права собственности.
К выбору нового юридического адреса надо подходить ответственно.
Несмотря на сомнительный статус такого понятия, как юридический адрес, его функционирование регулируется российским законодательством. И поменять юридический адрес можно только по определённым правилам.
Зачем нужно менять юридический адрес?
Такая необходимость возникает по нескольким причинам.
- Реорганизация структуры предприятия.
- Прекращение срока аренды, когда нет возможности его продлить.
- Перемещение компании в иное место.
- новая подведомственность.
Кроме указанных причин, могут быть и некоторые другие обстоятельства. При любой неполадке с собственником здания, изменении платежеспособности предприятия, или если данное местоположение стало чем-то не устраивать руководство, есть смысл перенести офис на новое место, то есть прописаться по новому юридическому адресу.
В любом случае изменение адреса осуществляется в несколько этапов.
Как сменить юридический адрес
Прежде всего необходимо принять решение об изменении. Этим занимается либо руководитель предприятия, либо учредитель организации. На общем собрании (если учредителей организации несколько) обсуждается Устав общества – точнее, те изменения, которые необходимо внести. Проводимое совещание фиксируется в протоколе, в котором указываются все нужные данные – наименование предприятия, состав участников и информация о них, повестка дня и т. д. После этого собираются необходимые документы – новая редакция устава, свидетельство о праве собственности, заявление, договор аренды и некоторые другие. Документы предоставляются в соответствующие органы – Минюст или ИНФС. Новая информация фиксируется в ЕГРЮЛ. После этого выдаётся свидетельство о смене юридического адреса, которое предприятие посылает в другие органы – учётные фонды, кредитные и регулирующие учреждения.
Создание нового юридического адреса – процесс не особенно длительный, и обычно он занимает пять календарных дней.
Однако когда офис получил новый адрес, работа не заканчивается: теперь руководитель должен известить фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования и пенсионный фонд. Сделать это нужно в течение трёх дней с момента регистрации нового адреса. Государство имеет право штрафовать организации, которые не известили указанные ведомства в положенный срок.
Оформление или смена адреса – процедура достаточно простая, однако некоторые руководители предприятий любят усложнять ситуацию. Например, пытаются прописаться по несуществующему адресу. Законодательство в этой области в некоторой степени недоработано, поэтому позволяет произвести подобный фокус. Однако когда в дело вмешиваются налоговые органы, дело усложняется. Время от времени они отсылают на юридический адрес сообщения, дабы убедиться, что он существует. Если кто-то ответит, значит – претензий на данный момент нет; но если не ответят, это возбудит законные подозрения. Поэтому если уж офис по какому-то адресу прописан, значит, в нём должен кто-то работать. Помимо налоговых инспекторов, подозрительной конторе могут отказать банки, если руководитель предприятия пожелает взять кредит.
Таким образом, не следует относиться к юридическому адресу как к особой «фишке», придающей фирме больше солидности в глазах конкурентов. Это должен быть материальный и вполне прозаичный рабочий кабинет, в котором будет находиться хотя бы секретарь, принимающий корреспонденцию и извещающий о ней руководство.
Адвокат Алексей Кузнецов, akulaw.ru