Лужковским способом развития Москвы была точечная застройка. Сергей Собянин объявил курс на освоение промзон, которые занимают значительную часть города. В ближайшее время власти обещают решить, как именно следует развивать конкретные промзоны. С рассказа о том, что сейчас творится в промзонах, "Деньги" начинают серию материалов о реализации в российских городах идей урбанистики.
Внутренний резерв
Почти любая столица сталкивается с этой проблемой: желающих жить в городе больше, чем места. Население "нерезиновой" Москвы увеличилось за последние 50 лет вдвое: около 5 млн в начале 60-х, более 11 млн — сейчас. Масштабы заселения, сравнимые с переселением народов. Примерно в тех же категориях, видимо, мыслил и московский градоначальник Сергей Собянин, который принял решение о расширении города — тоже вдвое. Нынешняя Москва — это 107 тыс. га, а присоединяемая к ней территория Московской области — 148 тыс. га.
Москвичи поначалу горячо обсуждали проект. Самый горячий вопрос: надо ли скупать участки в Большой Москве? Однако власти не решили главного вопроса: переедут ли органы власти в эту новую Москву? А если нет, тогда что, собственно, поменяется? Жители, к примеру, поселка Мосрентген станут называться москвичами, но разве это поможет им избежать часовых пробок, пока они едут на работу в центр своего нового города?
Словом, вспомнилось, что и у старого мэра, Лужкова, были не менее титанические проекты: рассуждал он и о возврате России Севастополя, и о строительстве моста Крым—Кубань, и о реабилитации царицы полей кукурузы, и о преимуществах монорельса перед другими видами городского транспорта. Разумеется, и Лужков говорил о присоединении Подмосковья к Москве, однако проблема перенаселенности Москвы решалась при нем известно как — точечными застройками.
Сергей Собянин оказался в непростом положении: проект расширения Москвы уже повсеместно одобрен, но выезжать за МКАД никто не торопится. Снова нужно мобилизовывать внутренние резервы, но более цивилизованно. Вместо точечной застройки теперь освоение промзон.
В конце прошлого года появилось исследование ГУП "НИиПИ Генплана Москвы", в котором внутренний резерв был тщательно посчитан: в столице 208 промзон общей площадью 7,7 тыс. га. Немало в масштабах "старой" Москвы, расположенной на 107 тыс. га. Причем власти уже сейчас объявили, что более 1 тыс. га этих земель можно отнести к резервным, то есть, по-простому, занять их чем-то еще. Сергей Собянин уже объявил: в 2012 году подготовят проекты планировок 37 промышленных территорий города. "Они на сегодняшний день заняты промышленностью, но по факту многие из них уже не работают как производственные площадки",— признал мэр на встрече с промышленниками и предпринимателями.
Не сказать, чтобы слова мэра стали откровением, скорее он начертал генеральную линию. Правда, пока нет ясного ответа на вопрос, что именно появится на высвобождаемых землях. Владельцы промзон ловят каждое слово мэра с замиранием сердца: от того, каким будет решение, цена земли может взлететь или упасть. Как во времена нефтяной лихорадки в Америке: найдется ли на почти бросовой земле богатое месторождение? Когда разрешат новое строительство? И можно ли будет, к примеру, построить на месте завода жилой квартал?
Мэр пока не дает однозначных ответов на эти вопросы. Но, если судить по высказываниям чиновников рангом пониже, не каждая промзона станет для владельца золотым дном. К примеру, московский департамент науки, промышленной политики и предпринимательства планирует разместить в промзонах университетские общежития, гостиницы и выставочные центры. Впрочем ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте