Рост количества предложений, являющийся симптомом стагнации и снижения цен продаж, наблюдается не только на столичном рынке жилья. Аналогичные изменения происходят и в сфере купли-продажи объектов коммерческой недвижимости. По данным консалтинговой компании RRG, на протяжении сентября количество предложений по продаже коммерческой недвижимости в Москве выросло на 12%. В настоящее время доступны для приобретения в общей сложности более 1200 объектов, совокупная цена которых в настоящее время — 15 млрд долларов.
Насколько можно понять, в значительной мере рост количества предложений обеспечили владельцы магазинов, выставив на продажу в течение сентября на 14% объектов больше, чем было в августе. По мнению специалистов компании RRG, это связано с опасениями значительного снижения цен столичной торговой недвижимости, которые к настоящему времени достигли почти предельных значений. Стоит добавить, что ритейлерам, не работающим в масштабе сети, пусть даже небольшой, становится труднее вести бизнес, причиной чего может являться недостаток оборотных средств и трудности в краткосрочном кредитовании.
Характерно, что в общей картине предложения магазинов наметилась динамика снижения площадей объектов, причем речь идет в первую очередь о помещениях, расположенных за пределами центра. В настоящее время в некоторых районах Москвы уже можно заметить весьма любопытную тенденцию: магазины, объединяющим брендом которых является вывеска «Продукты», стали периодически закрываться «на ремонт», что, как известно, является признаком либо процесса недружественного поглощения, либо продажи объекта.
Снижение цен уже стало реальностью в другом сегменте рынка коммерческой недвижимости, офисном. По данным аналитики компании Welhome, на фоне значительного снижения спроса на покупку офисных площадей, цены продаж в течение третьего квартала текущего года уменьшились в среднем по рынку на 15-20%, а в ряде случаев при переговорах по сделкам, покупателям удавалось добиться уступки в размере 40% от цен, заявляемых первоначально.
В то же время далеко не все участники рынка испытывают какие-либо серьезные проблемы в бизнесе. Так, существенно, более чем на треть, намерена расширить свою сеть компания «Росинтер». Намереваются расширять бизнес ряд крупных столичных ритейлеров.
В отличие от Москвы положительная динамика наблюдается в сфере ритейла в Московской области. Так, в ближайшее время ожидается появление новой сети магазинов шаговой доступности, специализирующихся на торговле бытовыми товарами. Всего в сети откроется 100 магазинов. Помимо торговых объектов, для новой сети будет построен собственный распределительный центр. Впрочем, стремление ритейлеров расширять свою активность в области понятно. Здесь до сих пор более сильный, чем в Москве, дефицит современных торговых площадей, а цена метра коммерческой недвижимости превышает цену метра жилья пока не очень сильно — особенно в новостройках. Кстати, преобладающая часть предложений по продаже нежилых помещений в Подмосковье относится именно к первичному рынку — владельцы действующих магазинов вовсе не хотят расставаться со своими помещениями. И, как показывает практика, не боятся падения цен на недвижимость — бизнес все равно будет дороже стен.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте