Журнал Metrinfo.ru продолжает «сериал», посвященный продаже квартиры на вторичном рынке. В прошлый раз мы рассмотрели вопрос о том, как выбрать себе в помощь риэлтора. После того, как искомое агентство и специалист в нем найдены, и все будущие аспекты работы с ними определены (пока на уровне устных договоренностей), предстоит следующий шаг: зафиксировать их на бумаге. То есть, - составить с риэлтором договор.
Это сладкое слово «свобода»
Прежде чем перейти к основной части нашего повествования, необходимо сделать два замечания. Первое – российское гражданское законодательство очень либерально, многие вопросы оно оставляет на усмотрение сторон. Так что бОльшая часть того, что будет записано в вашем с агентством договоре – предмет ваших соглашений. Кроме того, согласно законодательству стороны (т.е. в данном случае – вы и агентство) равны, и вправе предлагать свои условия, соглашаться и не соглашаться на предложенное и т.п.
Одним словом, постановка вопроса «мы – большое и уважаемое агентство, и ради всякой мелюзги (клиента) не станем менять наши договоры, которые утвердил сам наш генеральный директор!» в принципе незаконна. Торгуйтесь, спорьте. Не факт, конечно, что удастся контрагентов переубедить (они ведь тоже свободны не соглашаться с вами). Но в любом случае, упершись в стену, можно пойти и поискать другого риэлтора.
Второе замечание является несколько видоизмененной народной мудростью: только то, что написано пером, не вырубишь топором. Клиентам, обнаружившим в предлагаемом к подписанию договоре какие-то ну очень кабальные пункты, иногда говорят, что это – так, по недоразумению. Мы же с вами, дорогой друг, договорились о совсем другом, а бумажка – она ничего не значит… Подставлять свои уши под подобную лапшу в высшей степени неразумно. Запомните как дважды два: типовой договор агентства составлен при участии опытнейших юристов, там ничего не написано зря. Дойди дело до суда (а исключать такого поворота событий никогда нельзя), аргументами там будут только бумаги.
Ну а после столь жизнерадостного вступления перейдем собственно к договору.
Обязательные пункты: что там должно быть?
Перечислим их.
Первое – дата и место составления. Второе – стороны, т.е. те, кто его подписывает. Как напоминает Ирина Шугурова, заместитель генерального директора компании «МИЭЛЬ–Брокеридж» по правовым вопросам, агентство является юридическим лицом, и заключать от его имени договоры может только тот, кто указан в Уставе – например, генеральный директор. Поскольку в компаниях (особенно крупных, имеющих несколько филиалов) лично гендиректор подписывает подобные документы далеко не всегда, иное лицо (скажем, руководитель филиала, начальник отдела) может делать это только на основании доверенности. Подписание договора неуполномоченным лицом формально делает его недействительным. Фактически – как минимум серьезно затруднит предъявление требований о его исполнении.
Третье – предмет договора, т.е. то, ради чего он заключается. Это довольно скользкий пункт при приобретении недвижимости: там, в договоре указывается, что агентство обязуется подобрать клиенту столько-то вариантов квартир. Может случиться, что все ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте