"С ноября минувшего года и до сих пор ни один проект планировки в Петербурге согласовать невозможно. Заниматься девелопментом территорий - все равно что ходить по минному полю, на котором ты уже стоишь. Мы можем прийти к полной приостановке градостроительных процессов", - констатировал в беседе с корреспондентом РБК управляющий директор банка ВТБ, вице-президент Гильдии управляющих и девелоперов Александр Ольховский. Как добавил генеральный директор инвестиционно-строительной компании "Петрополь" Марк Лернер, "девелоперы превратились в клуб искателей приключений - любой проект становится авантюрой". "Лично я уже в течение года не беру новых проектов, если они затрагивают центр города", - признается архитектор Никита Явейн.
Ситуация, которую впору назвать градостроительным коллапсом, формально вызвана наложением друг на друга нескольких событий. Во-первых, в июле 2010 года Минкультуры и Минрегион выпустили совместный приказ об утверждении перечня исторических поселений в РФ, к которым был отнесен и Санкт-Петербург. Любая градостроительная деятельность на территории исторического поселения подлежит согласованию с федеральным органом - Росохранкультурой. Во-вторых, Росохранкультуру в качестве отдельного органа как раз упразднили и ввели в состав Минкульта - градостроительная документация исторического поселения, начав поступать на федеральное согласование, застряла вследствие процессов реорганизации. В-третьих, губернатор Валентина Матвиенко попыталась вывести Петербург из упомянутого перечня, а потом отказалась от этого намерения. В-четвертых, в последнее время к городу приковано внимание ЮНЕСКО - в связи с продолжающейся работой по уточнению границ объекта исторического наследия, которая может быть завершена уже в этом году. В итоге не только возникла неописуемая неразбериха, но и обострилась дискуссия по поводу того, что можно и что нельзя строить в городе-памятнике. И в этой дискуссии утверждение «нельзя», то есть охранительная позиция, доминировало настолько, что чиновники перестали брать на себя риск утверждения каких бы то ни было новых проектов - пока страсти не улягутся. Но есть и другая трактовка ситуации.
"Можно считать, что сюжет с Росохранкультурой вызвал новую волну разговоров - и в публичной среде, и в кабинетах власти - о том, что надо все запретить, - рассуждает Александр Ольховский. - А может быть, желание все запретить вызвало к жизни сюжет с Росохранкультурой". Иными словами, дискуссия о том, как сочетать охрану и развитие Петербурга, идет не первый год - и не первый год охранительная позиция в ней доминирует. Александр Ольховский называет эту дискуссию неконструктивной, потому что "по отношению к любому проекту всякий раз присутствует оппозиция, но нет позиции". Как следствие, и градостроительное законодательство Петербурга давно неконструктивно - и в силу запутанности, и ввиду преобладания запретов над возможностями. Добавление новых федеральных ограничений - само по себе не трагичное - переполнив чашу запретов, сделало ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте