Технический паспорт является документом, описывающим основные технические характеристики объекта недвижимости (квартиры, дома или его части), а также его инвентаризационную стоимость. Получить его можно в районном бюро техинвентаризации. Если объект недвижимости еще не ставился на учет в государтсвенном кадастре, паспорт будет нужен для того, чтобы подтвердить право собственности и пройти необходимую процедуру регистрации. То есть, имея технический паспорт на дом, его можно будет внести в Госреестр и получить из него выписку о том, что недвижимость состоит на кадастровом учете.
Замена техпаспорта нужна в том случае, если внутри помещений была совершена перепланировка или к ним были пристроены дополнительные пристройки. Документ без учета изменений считается недействительным, а потому нужно вызвать инспектора БТИ, который произведет все необходимые замеры и составит новый чертежный план дома.
Как только появилась нужда в покупке/продаже недвижимости, для начала необходимо идти в БТИ. Фактически у каждого есть выбор: или воспользоваться услугами государственного бюро или услугами частной организации. В последнем случае это сэкономит время на оформление документов: в обычном БТИ выдача техпаспорта может затянуться на две-три недели, а у частника эта процедура займет 2-3 дня. Правда, стоимость услуг может быть несколько дороже из-за их оперативности, но тем, кому нужно срочно совершить сделку с недвижимостью, небольшая переплата не является непреодолимым препятствием.
В каждом бюро инвентаризации есть информационные стенды, где указывается весь перечень документов, который нужно предоставить инспектору. Обычно требуются:
- паспорта собственников;
- свидетельство о праве собственности, договор аренды или аналогичные документы. Они должны подтверждать, что у заявителя имеются все основания для получения техпаспорта;
- при оформлении наследства – документ, подтверждающий право наследования;
- если техпаспорт требуется для первичного оформления права собственности на новый дом после завершения его строительства, будет необходимо предоставить соответствующее разрешение на строительство;
- доверенность от нотариуса, если лицо представляет интересы другого физлица.
Когда все документы собраны, можно писать заявление на выдачу нового техпаспорта. Важно, чтобы в нем все данные документов были указаны корректно. Малейшая ошибка в одной букве потребует нового оформления, поэтому лучше несколько раз перепроверить правильность заполнения, чем потратить впустую время и деньги.
Стоимость технического паспорта напрямую зависит от площади дома. Чем она больше, тем дороже обойдется документ. Перед тем, как получить его на руки, необходимо предоставить квитанцию из банка об уплате государственной пошлины.