Тем, кто улучшает жилищные условия в кризис, стоит двигаться к цели короткими шагами, считает вице-президент Российской Гильдии риэлторов Константин АПРЕЛЕВ. Риски неуместны, а ипотека – это только вспомогательный инструмент.
– Константин Николаевич, наши эксперты, в том числе хорошо известный вам Геннадий Стерник, утверждают, что в 2015 году российский рынок недвижимости вступил в период рецессии. Согласны ли вы с такой оценкой?
– Здесь нужно уточнить, что мы понимаем под этим определением. Обвальное снижение цен на жилье? Самое страшное, а именно радикальная коррекция цен (в долларах), уже позади, и здесь можно, что называется, вздохнуть с облегчением. Если говорить о рублевых ценах и оперировать данными нашего агентства (АН «САВВА») по Москве, то снижение цен в рублях и не начиналось. Более того, в соответствии со статистикой за январь, цены даже выросли – примерно на 3% по сравнению с декабрем. Полагаю, что и в других регионах тенденции похожие. Но здесь нужно понимать, что это все-таки цены предложения – то есть такие, которые отражают ожидания продавцов. Но спрос все-таки снижается: уже очевидно, что сделок стало меньше – и в сравнении с декабрем, и по отношению к прошлой зиме. Если говорить о перспективах, то, на мой взгляд, итогом первого полугодия 2015 года будет отсутствие роста цен, а во втором полугодии действительно начнется снижение. Я подчеркну, что речь в данном случае идет о ценах в рублях (очень часто аналитики не говорят, какие цены имеются в виду, – долларовые за последние 12 месяцев понизились примерно на 50%, тогда как за тот же период рублевые цены на жилье в Москве возросли на 10%).
– У вас есть свой прогнозный сценарий? Чего следует ожидать участникам квартирного рынка? Давайте начнем с сегмента самого демократичного жилья…
– Значительного сокращения спроса на квартиры эконом-класса уже трудно не замечать. Почему оно происходит? Вы прекрасно знаете, что спрос в данном сегменте стимулировался ипотекой. Но ипотечные кредиты с Нового года стали недоступными – по нескольким причинам. Во-первых, резко увеличились ставки по кредитам. Во-вторых, на этом фоне банки серьезно ужесточили требования к заемщикам. Наконец, многие потенциальные покупатели перед угрозой финансовой нестабильности, снижения доходов и потери работы вынуждены отказываться от долгосрочных планов.
– Как будет развиваться ситуация дальше?
– На мой взгляд, январское снижение ключевой ставки ЦБ с 17 до 15% никак не повлияет ни на ставки по ипотечным кредитам, ни на условия их выдачи. Дело здесь вот в чем: ипотека в России так устроена, что значительные объемы ипотечных кредитов обеспечиваются именно за счет краткосрочных займов и депозитов. Иными словами, с точки зрения мировой практики это неполноценная ипотека. Недостаток денег, и тем более «длинных» денег, в финансовой системе уже привел к введению рядом банков заградительных процентных ставок. Если попросту, то банки подают сигнал, что в данный период они не готовы заниматься ипотечным кредитованием. Решение правительства направить на субсидирование ставок по ипотечным кредитам 20 млрд руб. на этом фоне также выглядит поспешным ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте