Интерес к загородной недвижимости с течением времени лишь возрастает. И хотя лидирующие позиции на рынке занимают, конечно же, элитные проекты (коттеджи, виллы, усадьбы), высоким спросом у среднего класса покупателей пользуются дома старой постройки. Большинство из них максимально адаптированы к современным требованиям: полностью или частично реконструированы, оснащены коммуникациями, приобрели более ухоженную придомовую территорию. Стоимость вторичной загородной недвижимости определяется многими факторами. Например, кроме технических параметров, учитываются также месторасположение объекта (удаленность от областного или районного центра, наличие транспортных магистралей и подъездных путей), экологическая обстановка, рельеф местности и т. д.
Наиболее очевидными показателями являются, конечно, географические. Намного сложнее адекватно оценить само строение на предмет его соответствия эксплуатационным нормам. Ведь впечатляющий фасад и эргономичная внутренняя отделка еще не гарантируют энергосбережения, оптимальной влажности в помещениях и функциональности систем жизнеобеспечения.
Другим важным моментом является состояние земельного участка. Наиболее проблемными считаются территории с высоким уровнем грунтовых вод и неблагоприятной почвой (супески, суглинки, каменистый грунт и др.). Кстати, Земельный Кодекс в большинстве случаев не предусматривает автоматического перехода земли в собственность нового владельца дома. Юридическое право на участок покупатель получает лишь после перерегистрации.
Люди, имеющие опыт приобретения загородных домов, рекомендуют осматривать здание и участок поэтапно. Желательно в разное время года. Если объект газифицирован, то зимой можно четко увидеть, каково фактическое потребление газа при отоплении дома. В период весеннего таяния и осенних дождей легко убедиться в том, что стены дома действительно не сыреют, а в погреб не просачивается вода. Что касается летнего осмотра, он, скорее, поможет увидеть ландшафт: сад, степень плодородности грунта, окружающую панораму. Предварительно изучая объект, потенциальный покупатель должен быть объективен. Заслуживающие внимания недочеты нужно фиксировать сначала «про себя», а уже после делиться своими наблюдениями с хозяином дома. Не следует придираться к каждой мелочи, желая во что бы то ни стало сбить цену. Вместо конструктивного диалога это может привести лишь к разрыву деловых отношений с владельцем дома.