Широкая российская общественность обменивается новостями о финансовом кризисе, который стал одной из популярных тем для разговора. Между тем участники рынка недвижимости пытаются понять, надолго ли он затянется, а как скоро можно будет наблюдать позитивную динамику. Вчера подобную попытку прогнозирования предприняли представители холдинга «МИЭЛЬ». Хотя речь шла не о городской недвижимости, а о загородной, сама по себе попытка прогнозирования, занятия вообще неблагодарного, тем более в складывающейся ситуации, весьма примечательна. Тем более что специалисты сами единодушно уверены: в сфере загородной недвижимости единого тренда в настоящее время просто нет.
По словам управляющего партнера компании «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость» Владимира Яхонтова, коттеджный рынок, прежде всего сегмент бизнес-класса, не подвержен столь серьезным передрягам, которые происходят у девелоперов городского жилья, регулярно сообщающих о заморозке тех или иных проектов. Небольшие компании, создающие коттеджные поселки, в значительно меньшей степени обременены кредитными ресурсами. Трудности нынешнего времени для них оборачиваются главным образом спадом продаж.
Что касается самих сделок, на загородном рынке в настоящее время люди покупают домовладения для собственного пользования. Кризисная компонента данного рынка состоит как раз в том, что с него ушли те, кто приобретал участки и дома со спекулятивными целями. Однако само по себе количество звонков и просмотров домов сократилось незначительно, а это свидетельствует, что у людей деньги есть, просто покупка на фоне происходящего становится отложенной. Хотя, возможно, люди ждут и снижения цен - или же просто пребывают в характерном для кризисных периодов паническом состоянии. Такое состояние способно длиться несколько месяцев, вряд ли больше полугода, потом в дело вступает повседневная расчетливость. По оценке г-на Яхонтова, своего дна рынок должен достигнуть в марте 2009 года, после чего вновь появится интерес к инвестиционным покупкам загородной недвижимости. С учетом показателей инфляции (государство признает темпы удешевления денег до 18% годовых, реальность показывает цифру в 30%) и стремления людей уберечь средства можно предположить, что на новом витке активности рынка количество сделок возрастет по сравнению с 2008 годом в несколько раз.
Исходя из таких оптимистичных прогнозов в компании «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость» решили подготовиться к наплыву покупателей и определиться, на каком поле будет выгоднее играть. Вернее сказать, на каком направлении Подмосковья и в каком сегменте проявлять упреждающую девелоперскую активность. Традиционно данный бренд был представлен как участник рынка «на Рублевке», однако на масштабный прорыв в этих местах специалисты не рассчитывают.
В ходе мероприятия, посвященного выработке стратегии в актуальных рыночных условиях, было объявлено, что путем анализа разных частей света в ближних окрестностях Москвы приоритетным было определено Калужско-Киевское.
По этому направлению, на расстоянии до 30 км от МКАД было приобретено несколько участков. Подробности не разглашаются, известно только, что на приобретение ушли сотни миллионов долларов, а совокупная площадь земельного банка составляет сотни гектар. Кроме того, известно, что среди обозначенных земель ни одного куска территории УК «Масштаб» не имеется. Зато можно сказать, сколько и чего появится на новых землях: порядка 2000 домовладений, общая площадь новой недвижимости в нескольких поселках составит порядка 400 тыс. кв. м, не считая объектов инфраструктуры.
Данное направление было выбрано из-за многих факторов, однако сравнивать лучше всего с Новорижским шоссе – там плотность коттеджной застройки, которая обжита пока лишь на 20%, приведет рано или поздно к транспортным проблемам, а плюс к тому по данному шоссе нет транспортной альтернативы в виде железной дороги – таковы рассуждения девелоперов. В то же время на юго-западе все обстоит в транспортном отношении якобы получше (звучит довольно странно – во Внуково желательно выезжать заранее, запросто можно из-за пробок опоздать на самолет), а коттеджей бизнес-класса в организованных поселках мало.
Как предполагается, купят их люди из прилегающей части города. Вообще в расчете на население бизнес-класса юго-запада Москвы, кажется, есть довольно серьезный резон. Бросим, например, взгляд на район Черемушки. На этой родине панельных пятиэтажек и царского села 1980-х годов за последние годы постоянно вырастают все новые и новые башни бизнес-класса с квартирами ценой в 10-25 млн рублей. Однако краткое обследование здешнего рынка новой недвижимости показал, что почти во всех новостройках свободных квартир нет, из полутора десятков имеющихся их удалось обнаружить лишь в двух жилых комплексах. В данном случае совершенно излишне как-то этот факт объяснять (близость Газпрома и прочего, престижность района и пр.). Существенно, что до трети обитателей квартир бизнес-класса либо покупают себе в дополнение загородный дом, либо вовсе продают квартиру и перебираются жить на природу. А порядка 80-90% покупателей, для которых покупаемый дом является первым, выбирают его именно по направлению своего городского адреса, то есть обитатели Свиблово едут на Ярославку, а жители Черемушек – на Калужку. И для этих людей предполагается строить дома с ценой, сопоставимой с их городской квартирой – чтобы можно было, продав ее, перебраться в поселок.
На Калужско-Киевском направлении в настоящее время наблюдается значительная разница в ценовом уровне предложений. К примеру, в поселке «Рассказовка», удаленном примерно на 7 км от кольцевой дороги, диапазон стоимости домовладений составлял относительно недавно 2,2-3,5 млн долл., а такой проект, как «Стольное» и вовсе относится к числу рекордсменов загородного рынка. Есть и превосходящие миллион долларов предложения по приобретению земельных участков без подряда, например, в поселке «Антоновка». В то же время на данном направлении, а речь в данном случае идет об удаленности от города в пределах 20-30 километров, встречаются и коттеджные поселки с ценами, в какой-то мере аналогичными крупным квартирам бизнес-класса на юго-западе Москвы. Так, в поселке «Идиллия» на 57 домовладений можно приобрести загородную недвижимость по цене от 26 с чем-то миллиона рублей, а во «Власово» в последнее время предлагался к продаже последний дом, за который хотели 900 тыс. у. е. Все указанные цифры приведены в той денежной номинации, в которой они встречаются в рекламе. Собственно говоря, в какой-то мере сам разнобой валют – наряду со значительным разбросом формата цен – говорит о том, что какой-то жесткой территориальной иерархии на юго-западе Подмосковья пока не сформировалось. Поэтому в принципе для грамотного девелопера здесь есть хорошие шансы добиться успеха.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте