У гражданки Люксембурга Людмилы Эберт две квартиры: одна — в пригороде родной столицы, другая — в московском Выхине. 80-метровое люксембургское жилье, купленное восемь лет назад, стоит сейчас почти ?300 000, а налог на него составляет около ?100 в год. «Даже не знаю, за что плачу: то ли за землю, на которой стоит наш дом, то ли за саму квартиру», — пожимает плечами Эберт. Какая разница, раз речь идет о мизерной ставке 0,03%. В нашем Выхине с Эберт дерут почти в 7 раз больше — 0,2% в год.
Парадокс в том, что при разнице в ставках абсолютные суммы налогов в Люксембурге и России отличаются с точностью до наоборот. За выхинскую «трешку», по цене почти равную люксембургской, Эберт платит 990 руб. в год, меньше ?30. Причем реальная цена квартиры на рынке неуклонно растет, а вот та, с которой рассчитывается налог, с каждым годом все меньше. Чудеса, да и только.
Дело в том, что в России существует больше десятка разных способов посчитать цену недвижимости. Результаты порой различаются на порядки. Отсюда и удивительные для Европы налоги, и масса других странностей.
Бюро добрых услуг
При прочих равных жилье в центре Москвы намного дороже, чем на окраине. А вот налог у среднестатистической семьи, купившей только что построенную квартиру в Бутове, будет в несколько раз выше, чем у какого-нибудь олигарха, живущего в старом доме на Арбате. Ведь для расчета используется не рыночная цена, а совсем другая — оценка бюро технической инвентаризации (БТИ). Превращая реальные квартиры в объекты бухучета, БТИ руководствуется ему одному известным методом. «Цена для нас зависит от износа дома. Расчеты базируются на нормативных оценках. Они разработаны еще в советское время и индексированы на сегодняшний день», — расплывчато объясняет замначальника производственного отдела Московского городского БТИ Анатолий Мурадян. Износ — величина весьма условная. По нормам БТИ, говорит независимый аналитик рынка недвижимости и руководитель портала arn.ru Андрей Бекетов, дом ежегодно дешевеет на 3%: «Если с ним ничего не делать, то через 33 года он уйдет в ноль. Но ДЭЗ то стены покрасит, то дверь в подъезде заменит».
В большинстве стран налоги на недвижимость приносят местным бюджетам львиную долю доходов, поскольку рассчитываются от реальных цен на жилье. Но о каких доходах может идти речь, если уже упомянутая выхинская «трешка» для БТИ стоит всего 495 000 руб.: за такие деньги в Москве сейчас можно купить 3-4 м2. И в ближайшие годы система не изменится. Недавно Минрегионразвития предложило ввести налог на недвижимость (сейчас он не выделяется из налога на имущество). «Введение такого налога — дело не завтрашнего дня. Пока рассчитывать его планируется по тем же ставкам, отталкиваясь от цен БТИ, ведь при расчете по рыночной цене большинство населения не сможет его платить», — успокаивает граждан пресс-секретарь Минрегиона Федор Щербаков.
33 года — столько нужно новой квартире, чтобы полностью обесцениться в глазах БТИ
20% разница в цене жилья в Москве и провинции, по оценке Минрегионразвития
Между тем риелторы давно считают БТИ пережитком прошлого. Справка бюро о стоимости квартиры уже не требуется при сделках с жильем. Бекетов из arn.ru вспоминает, что пару лет назад к нему обращались несколько оценочных компаний с идеей унифицировать подход к оценке жилья в столице: «Была мысль вычислить среднюю цену квадратного метра и разработать коэффициенты для всех 22 типов московских домов. Если квартира в пределах Садового — повышающий коэффициент, если окна во двор — еще один, если первый этаж — понижающий». Но до дела так ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте