Для развития системы общественного транспорта в Москве реализуется амбициозная комплексная программа. Важной ее частью является строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), которые увяжут в единую систему метро, железную дорогу, наземный городской и водный транспорт. Другие названия ТПУ: пассажирский хаб, городской транспортный терминал, транзитный пассажирский комплекс и т. д.
При этом крупным ТПУ в Москве отводится роль драйверов для развития окружающих их городских территорий, жилой застройки. К 2020г. в Москве планируется построить 273 ТПУ (из них 192 – капитальных).
Капитальный ТПУ – это многоэтажный комплекс, в котором терминалы для разных видов транспорта «разведены» по разным уровням, но при этом объединены системой удобных переходов для пассажиров. Помимо этого в капитальный транспортный хаб интегрируются ретейл (торговля), кафе и рестораны, зоны развлечений и досуга и пр.Городские пассажирские хабы появились в середине XIX века в Европе. Одним из первых примеров успешного развития проектов ТПУ в мировой практике может служить King’s Cross Central в Лондоне. Лондонский вокзал Кингс-Кросс был открыт в 1852г. В 1963г. в городе появилась первая в мире линия метро, одной из станций которого стала Кингс-Кросс Сент-Панкрасс. Вокзал соединили с подземкой пешеходным переходом, обеспечившим пассажирам удобную пересадку с одного вида транспорта на другой. Со временем железнодорожная и подземная станции, управлявшиеся разными операторами, стали позиционироваться как единый комплекс на базе крупнейшего транспортного узла Великобритании.
В мировой градостроительной практике принята следующая формула для характеристики транспортно-пересадочного узла: ТПУ = хаб + ТОР.
Одна из основных задач хабов – создание комфортных пересадочных зон в местах схождения транспортных маршрутов, оптимизация пешеходных и транспортных потоков, сокращение времени на пересадку. ТОР (Transit Oriented Development – транзитно-ориентированное развитие) – это стратегия проектирования и планирования, за основу которой берутся такие модели городской застройки, которые позволяют организовать транспортную систему с максимальной пользой для пассажиров.
***
Редакция «РБК–Недвижимости» собрала информацию о десяти объектах в мировых мегаполисах с развитой сетью пассажирского транспорта, опыт которых будет использоваться при строительстве ТПУ в Москве.
Amsterdam Centraal Station
Амстердам, Нидерланды
260 тыс. пассажиров в день
Центральный вокзал в Амстердаме был возведен в 1889г. Он несколько раз перестраивался – в 1920-е, 1950-е и 1980-е годы. С 2014г. здание вновь находится на реконструкции (до 2017г.).
Архитектурный образ станции в стиле неоренессанс напоминает средневековый собор. Проект здания выполнен группой архитекторов во главе с Питером Кайперсом. При этом комплекс представляет собой сложнейшее технологическое сооружение, расположенное между двумя каналами. Элементы современной транспортной инфраструктуры органично вписаны в ансамбль исторического здания вокзала. Помимо того что Amsterdam Centraal Station сам является памятником истории и архитектуры, он расположен в зоне пешей доступности от основных достопримечательностей голландской столицы: королевского дворца, дома Анны Франк, Амстердамского университета и района Красных фонарей.
С одной стороны от вокзала распложен порт, с другой – железная дорога. Изначально хаб связывал водный и железнодорожный транспорт. Сейчас комплекс объединяет маршруты международного и междугородного железнодорожного сообщения, аэроэкспресс (от центра города до аэропорта), метро, наземный городской пассажирский транспорт (НГПТ), легкорельсовый транспорт (ЛРТ), водный общественный транспорт, такси.
Beijing South Railway Station
Пекин, Китай
660 тыс. пассажиров в день
Южный вокзал Пекина построен в 1897г. (реконструирован в ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте