Социальная инфраструктура коттеджных поселков — вопрос хитрый и почти всегда индивидуальный. Порой застройщики решают отделаться минимальным набором, если поблизости есть город или такой же поселок с уже имеющимися объектами. А вот устраивает ли такой подход жителей — большой вопрос.
Свое или чужое?
Нет проблем с социально значимыми объектами только у крайних случаев. Наиболее дешевое предложение, когда на первом плане у клиента только цена, минимально само по себе, и там не до инфраструктуры. Как заметила Наталья Картавцева, заместитель гендиректора по продажам ОАО ОПИН, по итогам 2012 года более 70% спроса приходится именно на поселки низкого ценового сегмента. Понятно, что в них наличие инфраструктуры далеко не первоочередной вопрос.
Стоит ли говорить, что luxury, напротив, подразумевает все свое и в максимально приватной обстановке. По словам Луизы Улановской, руководителя департамента маркетинга и продаж компании "Газпромбанк-Инвест", для люксовых поселков в бюджете домовладений стоимостью $2-10 млн характерна избыточная инфраструктура, включающая не только рестораны, фитнес-клубы, SPA, медицинские центры, но даже банные комплексы, автозаправочные станции, мойки автомобилей, вертолетные площадки для служб МЧС и т. д. Причем пользоваться всем этим можно только жителям этих поселков, как, к примеру, в "Агаларов Estate" (Новорижское шоссе, 24-й км).
Оставшийся сегмент рынка — от "эконом+" до "премиум" — всегда балансирует на грани. Госпожа Улановская заметила, что более 80% потенциальных покупателей уже при первом телефонном обращении интересуются присутствием школ, детских садов, магазинов, клиник и других социально значимых объектов в проекте.
С другой стороны, риски не окупить объекты, построенные лишь для одного поселка, огромны: "Строительство инфраструктуры — дорогое и далеко не всегда окупаемое мероприятие. Есть масса примеров, когда рестораны, кафе, спортзалы и пр. постепенно приходят в запустение и закрываются. Причина: недостаточно хорошая проходимость конкретного места",— заметил Илья Дискин, гендиректор девелоперской компании "Ноймарк".
С другой стороны, есть жители поселка, на которых также ложится бремя содержания дополнительных опций, которые организованы только для них. По данным Дмитрия Халина, управляющего партнера IntermarkSavills, для таунхауса стоимость инфраструктуры может доходить до $1,2 тыс. в месяц, а для отдельного дома — до $2 тыс. в месяц без учета коммунальных платежей. "Для сравнения: плата в поселках, где есть лишь обязательный минимальный набор,— 10-12 тыс. рублей в месяц также без учета коммунальных платежей",— пояснил эксперт.
И как заметила Анна Соколова, директор департамента аналитики и консалтинга "Метриум Групп", "на загородном рынке Подмосковья сейчас действительно можно наблюдать тенденцию к сокращению числа объектов инфраструктуры в новых коттеджных поселках. Застройщик старается обойтись минимальным набором таких объектов".
Впрочем, Алексей Коротких, руководитель отдела продаж компании ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте