Публикуем материал, подготовленный депутатом Госдумы, председателем совета по жилищной политике партии "Справедливая Россия" Олегом Шеиным по итогам поездки, организованной Фондом экономики города для ознакомления с опытом жилищных объединений в Эстонии и жилищной политикой проводимой в этой прибалтийской стране.
Полученный в результате поездки опыт интересен не только потому, что перенимать хорошее (если оно есть) никогда не вредно, но и как подтверждение того очевидного (но не для наших реформаторов) факта, что не всякий зарубежный опыт поддается переносу на российскую почву.
Общее положение
Эстония – небольшая прибалтийская страна с населением 1,4 млн. человек с климатом, на котором отразилась близость к холодному Балтийскому морю, то есть с частыми дождями и снежными зимами. Ее интересно сравнить с Россией, поскольку существенная часть жилья была построена в 50-80-е годы ХХ века, управлялась ЖЭКами, и рыночные реформы в жилищной сфере здесь идут уже 18 лет. Эстония отличается, напр., от Украины и Беларуси, где жилищные реформы не проводились, не говоря уже о закавказских республиках, где в силу экономического кризиса, войн и национальных особенностей эта сфера не просто рухнула, но и не подлежит сегодня саморегулированию и интересным примером для России служить не может.
Однако, Эстония сильно отличается и от России.
Здесь практически нет проблемы ветхого, аварийного жилья. Общее состояние несущих конструкций хорошее, даже если речь идет о деревянных строениях. Это, вероятно, связано с национальными особенностями, качественным характером европейским довоенной застройки, высоким присутствием Минобороны СССР и характеристикой республики как витрины СССР, позволившими держать жилой фонд в хорошем состоянии. Кроме того, Эстония является демократической многопартийной страной, что снижает уровень коррупции и воровства, и позволяет судам быть действительно беспристрастным арбитром. Если в России жилищные реформы, предусматривающие право населения отказаться от прежних ЖЭКов, начались лишь в 2005 году, причем этот процесс идет в условиях жесткого сопротивления власти всякому самоуправлению жителей, путем насаждения «нужных» управляющих компаний, то в Эстонии, конечно, не идеально, но по-другому: жилищные товарищества получили реальную поддержку органов власти, а помимо бывших ЖЭКов, на рынок быстро вышло множество неаффилированных к власти частных фирм. В результате здесь не было процесса быстрого обветшания жилищного фонда, происходившего в России в 1991-2008 годах.
Заметим отдельно: бюджет Таллинна составляет 7 млрд. крон или, примерно, 15 млрд. руб., что втрое больше, чем бюджет аналогичного российского города. Как заявили в мэрии, «проблем с деньгами нет, есть проблемы, как их эффективно потратить».
Зарплата в Таллинне – 700-800 евро, в целом по стране 500 евро. Пенсия – примерно 4000 крон (9000 рублей или чуть менее 300 евро).
95% жилья приватизировано. 75% населения Таллинна проживает в многоквартирных домах, но дома небольшие, европейского типа. Стоквартирный дом считается большим.
Предоставление жилья
Правил предоставления жилья на национальном уровне нет. Поэтому ниже описываются правила, действующие в Таллинне. В других городах они, видимо, отличаются.
В Таллинне в аварийном фонде живет всего 157 семей (для сравнения, в аналогичной по численности жителей Астрахани – 32.000). Эти квартиры, ранее находившиеся в ведомственных домах Балтийского завода, были запрещены к приватизации. Муниципалитет не приступил к их расселению, но указанные 157 квартир – единственная проблема, связанная со сносом в столице Эстонии (если довериться информации мэрии).
В очереди на жилье стоит 2500 семей. Примерно 1100 из них – жертвы реституции, то есть возвращения домов прежним, довоенным хозяевам. В общей сложности в результате реституции жилья лишились 3500 человек. Часть из них власти уже расселили, а часть предпочла получить денежную компенсацию (сейчас 75 тыс. крон). Кроме тех, кто лишился жилья в результате реституции, в очереди стоят погорельцы, сироты, освободившиеся заключенные и т.д.
Жилье дают без права дальнейшей приватизации. Один из механизмов – мэрия предоставляет фирмам-застройщикам землю, те возводят социальные дома, и сдают их мэрии в аренду по 100-125 крон за кв. метр. Мэрия, в свою очередь, сдает жилье в аренду по соцнайму по 25 крон за кв. метр, а разницу возмещает из бюджета.
Для тех, кто находится на низком социальном статусе, существует система ночлежных домов. Здесь можно только ночевать. В комнате 2-3 койко-места. Есть душевая и общая кухня. В месяц койко-место стоит 300 крон. Много неплательщиков, но, если я правильно понял представителя мэрии, к ним относятся относительно мягко. А вот если житель ночлежки получил три предупреждения за злоупотребление алкоголем в стенах ночлежки, его безжалостно выселяют.
Есть ряд проблем. Стоимость квадратного метра при строительстве относительно высокая – 15.000 крон. Отчасти это, вероятно, связано со спором о земле между мэрией и национальным правительством. В настоящее время мэрия не распоряжается землей Таллинна, если не считать немногочисленных площадок, доставшихся ей по постановлениям 90-х годов. План мэрии – построить 5000 квартир. Этот план она реализует ...
Комментарии
(1)#Последние комментарии на сайте