Жилые дома – хоть новые в коттеджном поселке, хоть совсем ветхие в далекой деревушке, так или иначе представляют собой ценность: какие-то имеют дорогую цену, а какие-то просто имеют дорогую память. Ну и естественно, родители либо бабушки-дедушки думают о будущем своих детей-внуков и эти дома оставляют им. Чаще всего такие сделки оформляются в виде договора дарения жилого дома, который люди прозвали «дарственная».
Есть, конечно, еще вариант оформить завещание на дом – но это проблематичное: налоги на наследуемое имущество, возможность оспаривания и дележа другими наследниками и т.п.
При оформлении же дарственной на дом оспаривание такой сделки – редкий случай (и все основания законодательно утверждены). К тому же если такая сделка осуществляется между родственниками, обязательство по уплате налогов отпадает. Да и дом переходит к новому владельцу сразу, а не после смерти дарителя. Хотя лицо, осуществляющее дарение своего жилья, может поставить некоторые условия по переходу недвижимости к новому владельцу (например, в день окончания университета и т.п.). Но сделка не должна содержать никаких встречных условий и требований – тогда она окажется притворной.
Договор дарения следует оформить письменно и скрепить подписями дарителя и того лица, которому предназначен подарок. У одаряемого есть полное право отказаться от такого дара, вплоть до момента передачи имущества.
Оформлять договор у нотариуса не требуется, но и не воспрещается. Для того, чтобы самостоятельно составить такой документ, можно воспользоваться конструктором правовых форм quikcdoc.ru.
Как зарегистрировать дарение
После подписания дарственной на дом предстоит собрать целую кипу бумаг, которые нужны для регистрации, а именно:
- Оригиналы договора дарения жилого дома (3 штуки);
- Соответствующее заявление;
- Паспорта участников процесса дарения (плюс нотариальная доверенность, если кого-то представляет доверенное лицо);
- Правоподтверждающие и правоустанавливающие бумаги на дом;
- Документы БТИ;
- Выписка из книги домовой (она имеет ограниченный срок);
- Необходимые согласия (супругов либо других собственников недвижимого объекта залогодержателя; опекунов либо родителей и т.п.);
- Квитанция о госпошлине.
Все эти бумаги нужно подать в соответствующий орган, отвечающий за регистрацию. Подача может происходить как лично, так и через МФЦ, интернет либо почту. В течении 10 раб.дней регистрация будет проведена и оформлена соответствующим документом.