Коворкинг вместо офиса класса А, дешевое сырье вместо дорогого, бесплатное программное обеспечение вместо лицензионного, электросушилка для рук вместо бумажных полотенец... Корреспондент "Денег" разбиралась, как компании в кризис экономят на материальных затратах.
Первое, что сейчас попадает под нож у большинства компаний,— аренда. Благо свободных помещений много, есть из чего выбирать. Пустующей офисной недвижимости в Москве сейчас даже больше, чем в 2008-2009 годах. В классе А незаполненной оказалась треть офисов, в классе В — 16%. "В этом году впервые за историю рынка крупные объекты вводились в эксплуатацию, не имея ни одного предварительного договора аренды",— говорит Константин Лосюков, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank.
В конце прошлого года арендаторы пытались либо зафиксировать курс доллара в договоре — и кому-то это удавалось, например, на отметке 40-45 руб., либо перевести договор в рубли. По результатам 2014 года коммерческие условия были пересмотрены в 40% сделок (против 32% в 2013 году). Существенная часть оставшихся арендаторов переехали — зачастую находятся более дешевые варианты, причем в том же районе. "У нас было 300 метров в Таганском районе по $1 тыс. за квадрат в год, и после девальвации собственник на уступки идти не хотел,— рассказывает гендиректор компании "Биплан" Илья Грошиков.— Начали искать новое помещение с рублевым договором. Нашли буквально в соседнем доме. В рублевом эквиваленте новый офис стоит нам дешевле, чем прежний: 25 тыс. руб. за метр против примерно 32 тыс.".
Впрочем, офисная недвижимость по-прежнему сдается в основном за доллары. Поэтому, даже учитывая, что средняя долларовая ставка в прошлом году снизилась на 25% — до $593 за метр площади в год, в рублевом эквиваленте цена выросла. Но долларовые тарифы продолжают снижаться, и к середине года падение может дойти до 50%.
Зато в отличие от традиционной офисной недвижимости отчетливый рост спроса наблюдается в коворкингах. Например, в "Хорошей республике" и DI Telegraph количество арендаторов увеличилось в среднем на 30%. "В основном к нам переезжают из офисов молодые компании, связанные с организацией мероприятий, образованием, стартапы",— говорит представитель DI Telegraph Мария Бокова.
"Мы переехали из офиса в бизнес-центре "Серпуховской двор". В деньгах сэкономили не очень много — около 10%. Но прежний офис был далеко от метро: три остановки на трамвае, 10 минут пешком. Новый — в центре, на Тверской",— рассказывает Юрий Калашнов, гендиректор "Бизнес-журнала". Кроме того, с коворкингом работать удобнее, потому что можно сократить количество контрагентов. При аренде офиса нужно заключать отдельные договоры на интернет, уборку, поставку воды, подписывать счета и акты. Если же компания работает с коворкингом, договор один — на аренду рабочего места, а все остальное уже забота самого коворкинга. С 2014 года тарифы в коворкингах почти не изменились — только на некоторые услуги скорректировались в рамках инфляции.
Экономят компании на аренде и другими способами — например, снимают офис поменьше, переводя часть персонала на удаленный доступ. В компании DZ Systems в штате 150 сотрудников, но в офисе сидят только 20, остальные работают удаленно. "Чтобы пересадить сотрудников на "удаленку", нужна система контроля, у нас это программа BagTracker. В ней ставятся задачи и учитываются результаты работы. Нужен мессенджер — Skype или Viber, и внутренний корпоративный портал, чтобы сотрудники все-таки чувствовали свою принадлежность к компании",— говорит Евгений Молчанов, исполнительный директор DZ Systems. По его расчетам, благодаря удаленной работе сотрудников, компании удается сократить 5-7% общих затрат. Правда, пока этим вариантом пользуются в основном в сфере IT, но там на "удаленке" сидят не только программисты, но и аналитики, менеджеры проектов, пиарщики.
Зарабатывать на торговой недвижимости тоже все сложнее. Центр Москвы пестрит баннерами с надписью "Аренда". Пустующих площадей за 2014 год стало больше вдвое — их доля выросла до 6%. В торговых центрах скидки в долларовых контрактах доходят до 40%, но получить эти проценты сложно. "В выгодном положении оказываются не старые арендаторы, а те, кто приходит с улицы",— утверждает владелец ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте