Дольщики начали применять новые способы защиты своих прав при банкротстве строительных компаний. Теперь в случае несостоятельности застройщика пострадавшие покупатели требуют деньги, вырученные от продажи залогового имущества банкрота.
Этот способ защиты прав граждане пока лишь апробируют, однако его уже поддерживают арбитражные суды. Окончательную точку в вопросе должен поставить Конституционный Суд Российской Федерации.
Жилье или деньги?
Поправки в Закон «О несостоятельности (банкротстве)», которые позволили дольщикам участвовать в процессах о несостоятельности застройщиков, вступили в силу летом 2011 года. Покупателям строящегося жилья в рамках процесса о банкротстве теперь дали право требовать передачу оплаченных ими квартир либо – возврата внесенных по договору с застройщиками средств. Причем, согласно нововведению, участвовать в делах о банкротстве смогли все покупатели строящегося жилья – вне зависимости от того, какой вид договора они заключали с застройщиком (долевого участия, вступления в ЖСК, предварительный купли-продажи и т. д.).
Кроме того, поправки предоставили дольщикам в рамках рассмотрения дел о банкротстве законодательную возможность создания жилищно-строительных кооперативов для завершения стройки своими силами.
Правда, на практике сделать это оказалось практически нереально: чтобы передать недостроенный объект на баланс образованного дольщиками ЖСК, участок и объект незавершенного строительства должны соответствовать ряду условий. В частности, земля под зданием должна обязательно находиться в собственности застройщика-банкрота. А стоимость прав застройщика на объект незавершенного строительства не должна превышать более чем на 5% совокупный размер требований всех дольщиков. По словам юриста корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры» Александры Улезко, на практике участок с недостроем крайне редко отвечают этим требованиям.
Дольщики, вступившие в дело о банкротстве застройщика, также получили право расторгнуть договор с несостоятельной компанией и требовать возврата заплаченных за квартиру средств. «И хотя денежные требования участников долевого строительства имеют высокий приоритет, практика показала: значительную часть оставшихся от имущества банкрота средств “съедают” текущие платежи – затраты на оплату услуг арбитражного управляющего, юристов, погашение долгов по зарплате бывшим сотрудникам компании-застройщика», – утверждает Александра Улезко. Хуже, когда к моменту банкротства у застройщиков не остается никакого имущества: если дольщик захочет получить деньги, а не квартиру, он рискует остаться ни с чем.
В-общем, как выяснилось, поправки в закон о банкротстве не смогли ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте