В последние десятилетия в строительстве появилось много новых материалов и технологий. Существенно изменился и подход к использованию ресурсов. Нововведения позволяют существенно сократить сроки, улучшить качество и долговечность сооружений. Не обошли эти новшества и такую область, как дорожное строительство.
К материалам, позволяющим значительно повысить надежность и увеличить межремонтный срок дорожных покрытий, в первую очередь, следует отнести геотекстиль и георешетки. Как известно, основная причина недолговечности дорог – недостаточная прочность основания, на котором укладывается полотно. В разные эпохи подход к обустройству основы для прокладывания дорожного полотна был разным. Впрочем, в деле строительства дорог в свое время особо преуспели римляне.
К сожалению, древнеримская технология, по которой была построена знаменитая Аппиева дорога, сейчас не используется. Слишком уж трудоемкое это дело – копать глубокий ров, в который по несколько метров в толщину последовательно укладываются слои песка, щебня, бута, а сверху – такой же толстый слой из отесанных и пригнанных одна к другой каменных плит. Не удивительно, что дорога за историю более чем в две тысячи лет практически не требовала ремонта. Именно правильно подготовленное основание и обеспечивает ее долговечность.
Применение геосинтетических материалов может, и не дает такой долговечности, однако позволяет сделать дорожное основание значительно надежнее при существенно меньших затратах. Однако при выборе геосинтетики следует, в первую очередь, ориентироваться не столько на цены на геотекстиль, сколько на тот материал, который применяется при производстве и саму технологию изготовления.
Из применяемых для производства геотекстиля полипропилена, полиэфира и смесовых волокон, безусловно, лучшим является полипропилен. Он не разлагается под воздействием практически любых природных воздействий, устойчив к гниению, не боится поражения грибками и плесенью, его не едят грызуны. Несколько уступает ему в этом отношении полиэфир – он более гигроскопичен. А изделия из смесовых волокон, хотя и стоят дешево, но себя не оправдывают. Включаемые в их состав хлопковые и шерстяные нити – отходы ткацкого производства – попадая в землю, разлагаются в течение нескольких месяцев. Так что экономия на цене лишь кажущаяся. Вместо гарантированного полувека и более для полипропилена и полиэфира, геотекстиль из смесовых волокон очень быстро перестает выполнять свою функцию. В результате покрытие дороги начинает портиться, через него прорастают корни растений, слои основания смешиваются и уже через год-два понадобится срочный ремонт или замена полотна.
Еще один аспект, который следует учитывать при выборе геотекстиля для строительства дорог, это характер нити, из которой он изготовлен. Сделанный из мононити нетканый материал оказывается многократно прочнее «штапеля», который производится из обрезков длиной 5-10 см.