Осталось чуть более месяца до очередного резкого скачка инфляции в России. Это даже не предположение, а вполне надёжная информация: повышение практически всех регулируемых государством цен, тарифов и налогов уже традиционно произойдёт с начала нового года. Такой вот подарок — ещё немного, и сам Новый год потеряет свое место самого желанного праздника в году.
В 2011 году плановое повышение зависящих от государства цен обещает быть достаточно жёстким — отчасти это связано с инфляционными ожиданиями, отчасти — со стремлениями государства и естественных монополий планово понизить уровень «социальности» своих цен и тарифов, перекладывая всё больший процент собственных затрат на граждан.
Кроме того, помимо собственно повышения имеющихся тарифов и цен, по многим позициям налогов и тарифов начинает изменяться система расчёта — что для кого-то может оказаться выгодным, но большинство ощутит реформы как ещё одно повышение расходов.
Налоги
Прямого повышения главного для граждан налога - на доходы физических лиц - с января, вроде бы, не ожидается. Хотя едва ли не большинство членов правительства, во главе с министром финансов Алексеем Кудриным, утверждают, что дефицит бюджета заставит увеличить налоговое бремя. Оно, собственно, и увеличивается — но хитрыми способами, через реорганизацию фискальной системы. Так, чтобы не вызвать совсем уж открытой ненависти электората перед выборами в Думу и президентской кампанией.
Самая важная новация — это изменение схемы финансирования пенсионного и др. фондов работодателями. Точнее, фактически речь идет о серьезном повышении Единого социального налога, который платится в казну с каждого наемного работника, но «незаметно» для него. С 1 января 2011 года ставка страховых взносов, которые работодатель платит с фонда оплаты труда, повышается с 26% до 34%. При этом 26% зарплатного фонда пойдет на пенсионное (в настоящее время 20%), а 8% – на социальное и медицинское страхование (сейчас 6%).
«Обстановка изменится очень серьезно, - предположил в беседе с обозревателем «СП» Андрей С., финансовый директор одного из столичных предприятий с численностью в несколько десятков сотрудников. - Во-первых, само повышение с 26% до 34% достаточно значительно. А во-вторых, проиндексирована будет не только ставка налога, но и сумма отсечения: сейчас, как только сумма выплат на данного сотрудника в год достигает 415 тыс. рублей, единый социальный налог перестает взиматься, и берут только 13%-ый НДФЛ. Этот порог сохранится, но будет повышен». По его словам, повышение ставок ЕСН будет сильным стимулом для предприятия вновь «уйти в тень» и вернуться к практике «зарплат в конвертах».
И хотя сама ставка налога на доходы физических лиц по-прежнему остается «плоской» и составляет парадные 13%, в реальности налог с зарплаты повысился с 39% до 47%, то есть рост на этом направлении составил 8% от номинальной зарплаты. Таким образом, наемный работник в новом году будет отдавать в казну почти половину заработка, что гораздо выше, чем во многих странах «Большой двадцатки». Например, по состоянию на 2008 год, в Южной Корее взносы на пенсионное обеспечение составляли 9%, в Канаде – 9,9%, в Японии – 14,64%, в США – 15,3%, во Франции – 16,65%, в Германии – 19,9% (сравним с тогдашними же российскими 26%).
Следующая группа налогов, повышение которых ожидается с января — это налоги на имущество, в частности, жилье и транспортные средства. Здесь, как и в случае с подоходными налогами, федеральные власти постарались сделать имиджевые потери для себя минимальными — и если повышение налога на зарплаты виртуально «переложили» на работодателей, то с налогами на имущество «крайними» оказались региональные и местные власти.
Дело в том, что размер большинства видов налогов на имущество определяется именно на уровне правительств регионов. И на этот раз никакой команды о повышении налогов — что на жилье, что на транспортные средства — из федерального центра не поступало. Напротив, федеральное правительство, в связи с введением топливного акциза, понизило базовую ставку транспортного налога вдвое, а с автомобилей мощностью до 150 л.с. разрешило не взимать транспортный налог вовсе.
Лукавство в том, что власти регионов, как правило, недостаточно богаты, чтобы ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте