Последние месяцы деловое сообщество России активно обсуждает вопрос глобальной смены ключевых фигур на рынке недвижимости. С начала 2009-го идут разговоры о том, что к осени многие компании столкнутся с катастрофической нехваткой финансирования и будут вынуждены передавать банкам объекты недвижимости – от действующих бизнес-центров до «бумажных» проектов. Соответственно, банки станут крупнейшими собственниками недвижимости (львиную долю которой составят объекты недостроя) и столкнутся с необходимостью ею управлять. Насколько реален подобный сценарий? Животрепещущую тему эксперты обсудили в рамках Московского бизнес-клуба.
Станут ли банки крупнейшими собственниками недвижимости? Интерес к этому вопросу понятен: новые собственники – это новый рынок для риелторов, управляющих, страховых, оценочных компаний и многих других. Не надо сбрасывать со счетов тот факт, что новые крупные собственники могут установить свои правила игры. Или, чего боятся некоторые игроки, массово слить недвижимые активы.
Банки отказываются давать свои комментарии по данному вопросу. Что, впрочем, тоже вполне объяснимо: недвижимость сейчас считают проблемным активом, признаваться в увеличении доли которого финансовым организациям невыгодно. Не будут банки заявлять и о наличии у них неплатежеспособных заемщиков: подобные признания могут подорвать деловую репутацию.
Поэтому, прежде чем обсуждать вопрос, что будут делать банки со свалившейся на них недвижимостью, мы решили выяснить, насколько велики «масштабы бедствия». Действительно ли строительная отрасль находится в коллапсе и застройщики массово вынуждены избавляться от недостроенных объектов? Чем чревато для рынка накопление объектов недостроя? К нашему удивлению, даже в простом вопросе констатации факта (существует проблема недостроя или нет), эксперты не проявили единодушия.
Самые пессимистичные данные приводит Алексей Пашкевич, генеральный директор «МИЭЛЬ – Инвестиции в регионы»: «По нашим оценкам, заморожено порядка 95% российских проектов, находящихся на «бумажной» стадии, на уровне котлована заморожено 80%, на уровне «коробки», не заведенной под крышу, – 80%, на уровне готовой «коробки» (с окнами, без внутренней отделки) – 15-20%». Схожие данные у Михаила Кудрявцева, председателя правления УК «Иткол»: «На текущий момент заморожены порядка 80% всех строек Москвы и Московской области». Марина Некрасова, генеральный директор «БЕСТ-Недвижимость. Отделение на проспекте Мира», говорит о том, что заморожено около 25% коттеджных поселков и порядка 50% проектов жилой недвижимости в Подмосковье. По ее словам, проблема недостроя существовала всегда, а на текущий момент ее доля значительно выросла. Ситуация усугубляется тем, что через 6-8 месяцев начинается процесс разрушения несущих конструкций, если здание было оставлено на стадии строительства до 50%. И, если вовремя не будут найдены новые инвесторы, то наш город постепенно превратится в «хранилище недостроев».
Радий Сулейманов, начальник отдела страхования технических рисков ОСАО «Ингосстрах», говорит о «серьезном сокращении программ строительства коммерческой недвижимости как в капитальном строительстве, так и в связи с перевооружением основных средств промышленных предприятий» (и соответственно, о сокращении рынка страхования строительно-монтажных работ). По его данным, строительные проекты на начальном этапе их реализации, как правило, замораживаются на неопределенное время.
А вот Олег Репченко, руководитель аналитического центра IRN, заявляет, что «слухи о скорой смерти рынка недвижимости, которые активно распространялись по мере ...
Комментарии
(2)#Последние комментарии на сайте