Считается, что рынок коммерческой недвижимости консервативен меньше всего подвержен каким-то изменениям и новым веяниям. Однако последние тенденции, которые наблюдаются на этом рынке, говорят о том, что именно коммерческая недвижимость способна предлагать новые и оригинальные форматы.
По словам консультанта-аналитика отдела консалтинга и оценки компании Maris Елены Прозоровой, многие из объектов коммерческой недвижимости, которые нас сегодня окружают, тоже когда-то были новыми для рынка.
«Так, в 1690м году в Париже было открыто первое в Европе кафе, которое было диковинным местом для публики. В 1719 году свои двери распахнул первый публичный музей в России - Кунсткамера, куда людей приходилось заманивать спиртными напитками и закусками. В 1994 году в Лондоне появилось первое интернет-кафе. А первый капсульный отель, формат которого только начинает свое развитие в России, был открыт в Осаке (Япония) в 1979 году», - рассказывает эксперт.
Среди наиболее интересных направлений коммерческой недвижимости, которые активно развиваются в последнее время - это, прежде всего, коворкинги, антикафе, креативные пространства и аутлеты.
Это сладкое слово - коворкинг
Несмотря на труднопроизносимое название, коворкинги уже стали привычным для нас явлением. По сути, это рабочее место с почасовой или месячной оплатой. Клиент, арендующий коворкинг, должен иметь определенный набор сервисных услуг - доступ к Wi-Fi и офисной технике. В его распоряжении также должна быть собственная кухня и комната для переговоров. Эксперты отмечают, что этот сегмент офисной недвижимости подходит в первую очередь для тех, кто умеет считать деньги - аренда коворкинга обходится намного дешевле, чем офиса. «При этом коворкинги имеют все необходимое для работы, их инфраструктура вполне развита. Особенно этот вид коммерческой недвижимости предпочтителен для старт-апа, он также способствует налаживанию новых связей», - рассказывает Елена Прозорова.
Так, по данным компании Maris, за последнее время популярность коворкингов выросла - сегодня в мире насчитывается 2072 коворкингов, из 872 находятся в Европе, 797 в США. При этом Россия от этого движения не отстает. У нас тоже открываются все новые и новые коворкинг-офисы. Как правило, в зонах наибольшей деловой активности. В Петербурге, например, более 50% коворкингов работает в Центральном районе, 31% - в Василеостровском, еще 10% - в Петроградском.
Заместитель руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев считает, что в Петербурге пока сравнительно немного коворкинг-центров. «Обычно они располагаются в центре города и/или недалеко от метро. Каждый из таких центров рассчитан обычно на небольшое количество мест - не более двух десятков. Хотя есть и более крупные офисные пространства с услугой коворкинга, например, бизнес-инкубатор «Ингрия» предлагает коворкинг. Учитывая основную группу потребителей услуг коворкинга можно отметить, что она в значительной степени пересекается с клиентами бизнес-инкубаторов», - рассказывает он.
Среди петербургских коворкингов сегодня можно отметить следующие - Атмосфера (стоимость аренды рабочего места 3, 5 тыс. руб. в месяц), Зона действия (5, 50 тыс. руб.), Невский, 132 (8 тыс. руб.), Офис-М (8.2 тыс. руб.), Start up place (4 тыс. руб.). При этом не во всякий коворкинг можно легко попасть. Например, чтобы получить рабочее место в коворкинге Ингрия надо «иметь креативные идеи». Всего же, по данным аналитиков, в Петербурге ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте