Покупая квартиру на стадии котлована, а вернее, инвестируя деньги в ее строительство, очень сложно предсказать, что произойдет со стройкой и будущим домом на самом деле. Риски колоссальные, и все это понимают. Поэтому и готовы переплачивать свои кровные за жилье в почти достроенных и полностью готовых корпусах, надеясь, что на последних этапах строительства все возможные проблемы уже в прошлом. Но, увы, это не так.
И чтобы защитить покупателей новостроек от возможных ошибок, «Журнал о недвижимости MetrInfo.Ru» решил выяснить, с какими неприятностями можно столкнуться, приобретая недвижимость в самом финале проекта.
Почти построено
На стройплощадке высятся стены, а у некоторых корпусов даже есть крыши, и застройщик гордо заявляет, что там ведутся отделочные работы и всего-то через пару месяцев проект (или его очередная очередь) будет завершен. В общем, почти построено. Но почти – это все-таки не готово, и расслабляться рано: «Все риски, характерные для первичного жилья, сохраняются вплоть до введения объекта в эксплуатацию», - утверждает Роман Семчишин, директор инвестиционного департамента TEKTA GROUP, хотя по мере завершения строительства они и снижаются. Но все равно можно столкнуться и с двойными продажами, и с нарушением условий договора, по которому приобреталась недвижимость, и с изменением планировки и метража, и с низким качеством строительства. «Например, имел место один проект, где при строительстве совершенно игнорировались требования геодезии. В результате, когда геодезическая компания все-таки приступила к работе (по факту получилась проверка, а не контроль за строительством), обнаружили, что лифтовая шахта отклонилась от заданного положения почти на 15 см. То есть дом достроили, но сдавать его было нельзя», - рассказывает Артем Горлюб, заместитель гендиректора ЗАО «ГВСУ-Риэлти».
Но самое главное – даже на финальных стадиях остаются риски затягивания сроков строительства и недостроя, причем даже 214 закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…» от них не спасает.
Как отмечает Наталья Козлова, генеральный директор ОАО «Главмосстрой-недвижимость», закон лишь стимулирует застройщиков к своевременному вводу объектов в эксплуатацию. «Но он никак не регулирует ошибки и просчеты застройщика, связанные с экономикой, выплатой процентов по кредитам, обременением по проекту (доли города, доли соинвесторов и пр.). Если у застройщика закончатся деньги или он станет банкротом, обязательства по 214-ФЗ никуда не денутся, однако денег, чтобы по ним ответить, не будет», - говорит Алексей Харитонов, директор управления продаж и маркетинга компании «ЮИТ СитиСтрой».
Конечно, нельзя сказать, что приостановка строительства практически завершенных проектов – это распространенная практика, ведь, как отмечает Андрей Блажко, член правления группы компаний «Домостроитель», генеральный директор ООО «Домостроитель-Юго-запад», когда дом практически построен, особой потребности в финансировании уже нет, а следовательно, ситуаций, при которых не хватит денег на завершение проекта, очень мало. «Кроме того, застройщику невыгодно прекращать стройку (особенно когда он работает по 214-ФЗ: это чревато штрафами и неустойками. – От ред.). Если в 14-20-этажном доме не достроено 5-6 этажей, то риск долгостроя фактически сохраняется только у небольших компаний. У крупных же застройщиков, как правило, есть возможность провести рефинансирование или перекредитоваться в другом банке», - рассказывает Родион Алексеенко, заместитель генерального директора по продажам «СКМ Групп».
Тем не менее, по данным адвоката Олега Сухова, руководителя юридического одноименного центра, финансирование около 10% всех новостроек заканчивается ранее окончания строительства, т.е. они превращаются в недострои и долгострои, в том числе и на финальных стадиях.
Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой», приводит в качестве примера один из самых известных долгостроев Москвы - ЖК «Вертикаль», его новое название - «Велл Хаус на Ленинском»: «На объекте несколько раз менялся застройщик, вносились изменения в сам проект, в том числе относительно этажности здания. А потом на темпы его строительства повлиял кризис».
В общем, предсказать, с какой скоростью будет достраиваться дом, довольно затруднительно. «Причем надо отметить, что затягивание сроков может сопровождаться окончанием срока действия разрешения на строительство и договора аренды земельного участка, что требует продления этих документов, а это снова дополнительное время и увеличение сроков строительства», - говорит Артем Горлюб (ЗАО «ГВСУ-Риэлти»).
«И стопроцентной уверенности в завершении строительства тоже быть не может, ведь никто, кроме тех, кто посвящен во внутренние дела застройщика, не знает проблем компании», - предупреждает Сергей Жариков, заместитель генерального директора группы компаний «СК Славянский». Точно так же не известны и намерения застройщика, и его планы. «К примеру, не распродав полностью достраивающийся объект, он может приступить к покупке новых площадок, направляя на эти цели выручку от продажи квартир в почти готовом проекте. И в конечном итоге может оказаться, что застройщик переоценил свои силы. Также нередки конфликты между акционерами, приводящие к замораживанию проектов», - говорит Артем Горлюб (ЗАО «ГВСУ-Риэлти»). Причем проблемным для застройщика бывает не тот объект, в котором покупатель купил квартиру, а другой, например, на начальной стадии строительства, но если застройщик обанкротится, это не спасет и дольщиков практически завершенного жилого комплекса.
Дом построен, но не сдан
Риски ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте