В сфере розничной торговли происходит нечто необычное. Сразу несколько сетей, активно развивавшихся на протяжении последних лет, могут сменить владельцев или, в лучшем случае, готовы расстаться с частью бизнеса.
Одной из наиболее ярких новостей стала предстоящая продажа сети «Рамстор», одного из самых известных столичных ритейлеров. Владеющая сетью компания Enka намерена продать московскую сеть, включающую 18 магазинов, единым пакетом, а региональные магазины реализовать по отдельности. Стоит заметить, что из всех столичных площадок в собственности сети находится только 7 магазинов (общая площадь — 20 тыс. кв. м). Именно поэтому сумма предполагаемой сделки достаточно невелика: по сторонним оценкам, она может составить 100-110 млн долларов.
В числе возможных покупателей столичных «Рамсторов» называют известных ритейлеров, в частности, сети «Билла», «Мосмарт» и «Седьмой континент». Между тем последняя из названных компаний сама неожиданно оказалась в весьма непростом положении. Дело в том, что на развитие и корпоративные преобразования «Седьмого континента» были взяты кредиты на сумму свыше миллиарда долларов под залог практически трех четвертей акций компании. В связи с возрастающими в условиях кризиса рисками падения стоимости бизнеса кредиторы, главным из которых выступает Deutsche Bank (560 млн долларов), обратились к «Седьмому континенту» с настоятельной просьбой внесения какого-либо дополнительного обеспечения по кредиту (в европейской терминологии — margin call).
В настоящее время «Седьмой континент» предпринимает попытки перекредитоваться на отечественном финансовом рынке, то есть, попросту говоря, взять часть денег ВЭБа из тех, что предоставлены данной структуре государством на поддержание отечественного бизнеса. Не исключено, что сеть попытается все-таки приобрести «Рамстор» с целью пополнить залоговое обеспечение по кредитам (для этого нужно совсем немного — найти денег на покупку турецкой сети).
Незадолго до того, как стало известно о проблемах двух крупных столичных торговых сетей, еще об одном сокращении бизнеса объявила компания «Мосмарт». Она решила расстаться с 54 магазинами шаговой доступности, работающими под брендом «Мосмартик». В качестве причины для такого шага называется убыточность данной части ритейлерского бизнеса «Мосмарта». Честно говоря, трудно представить себе убыточную сеть из полусотни магазинов с единым логистическим обеспечением. Можно предположить, что речь идет просто о недостаточной финансовой эффективности минимагазинов, которые не могут зарабатывать столько же, сколько торговые центры, созданные девелоперским подразделением «Мосмарта».
Так или иначе, отказ от части или всего ритейлерского бизнеса, а равно риски поглощения со стороны кредиторов говорят о непростом положении дел у знаковых игроков данного рынка. Вряд ли речь идет о том, что покупатели колбасы и других товаров вдруг перестали ходить в знакомые магазины, предпочтя им оптовые рынки: такие сети, как «Дикси» или «Магнолия» чувствуют себя вполне спокойно, несмотря на то, что, к примеру у той же «Магнолии» множество помещений находится не в собственности, а в коммерческой аренде, то есть требует дополнительных расходов на содержание. Можно предположить, что ритейлеры решили обналичить бизнес или его часть (а это потребует нескольких месяцев работы), чтобы получить источники для более эффективных инвестиций. Пока только непонятно — во что?
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте