Последнее время заметно вырос интерес инвесторов к спортивно-рекреационным объектам. На рынке постепенно формируется стабильный платежеспособный спрос как на сами спортивные мероприятия, так и на различные сопутствующие услуги. В связи с этим в России появляется все больше проектов стадионов, однако далеко не каждый подобный объект может принести прибыль девелоперу.
Вопрос окупаемости
Стадион традиционно считается едва ли не самым дорогим девелоперским проектом с точки зрения объема необходимых инвестиций. К примеру, строительство новой арены для туринского "Ювентуса" обошлось в €120 млн. При этом сроки возврата таких инвестиций обычно достаточно туманны. "Стадионы традиционно являются объектами с длительными сроками окупаемости, превышающими 10-15 лет, а некоторые проекты вообще неокупаемы и несут социальную нагрузку. Причина столь длительных сроков в дороговизне строительства, необходимости благоустройства подъездных путей, необходимости серьезных согласований для проведения строительства",— говорит Александр Дорофеев, генеральный директор консалтинговой компании "Аркаим". По данным ведущего аналитика УК "Финам Менеджмент" Максима Клягина, сроки окупаемости спортивных объектов, особенно с высокой социальной составляющей, очень велики и в среднем составляют заведомо более десяти лет. Весьма актуальна эта проблема для российских футбольных стадионов и хоккейных арен, так как посещаемость матчей даже топовых команд, как правило, формируется на довольно низком уровне.
На вопрос окупаемости напрямую влияет вместимость конкретного стадиона. Как отмечает управляющий партнер Cushman & Wakefield Марина Смирнова, быстрее окупаются стадионы небольшого формата, поскольку финальные матчи чемпионата мира, способные собрать 40-45 тыс. зрителей, проводятся довольно редко, а затраты на строительство таких объектов в разы больше, чем для малых форматов, рассчитанных на 10-20 тыс. человек. Поэтому большие стадионы строятся только в крупных городах и только в тех из них, где есть команды высшей лиги. По словам директора по развитию направления стратегического консалтинга CBRE Марии Стольниковой, "оптимальная вместимость стадиона с точки зрения срока окупаемости зависит от потоков людей, которые будут посещать спортивные мероприятия". "В любом случае строительство стадионов "на вырост" — заведомо большей вместимости — является убыточным занятием. Хорошие проекты могут окупаться в пределах шести-десяти лет. Плохо просчитанные проекты, как правило, никогда",— говорит эксперт. Впрочем, как уверяет генеральный директор компании "Метриум Групп" Мария Литинецкая, окупаемость таких крупных спортивных объектов, как футбольный стадион или хоккейная арена, далеко не главное условие их существования ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте