Не только в крупных городах с развитыми рынками недвижимости можно встретить ситуацию, когда работа объекта недвижимости заведомо некоммерческого назначения способна приносить колоссальные доходы. Простой пример. В древнем Угличе есть музей, находящийся на территории бывшего Кремля. Это едва не самая богатая организация захолустного уездного города — он стоит на Волге, причем является первым крупным экскурсионным пунктом речных туристических маршрутов. Усредненная цена посещения древностей составляет чуть более доллара. За сезон навигации музей посещают сотни тысяч человек.
Понятно, что в крупных городах некоммерческие организации культурного профиля способны формировать гораздо большие финансовые потоки. Яркий тому пример — московские музеи-заповедники, где количество посетителей измеряется уже не сотнями тысяч, а уже миллионами. Однако только в мегаполисах с дорогой недвижимостью можно столкнуться с ситуацией, когда объекты культуры могут не работать. Для того, чтобы они приносили выгоду, достаточно заняться их реконструкцией.
Для Москвы одним из классических случаев подобного рода проектов является здание Большого театра. Его планируется открыть до 1 ноября 2009 года, однако неизвестно, произойдет ли это на самом деле. Как обычно, немного недостает денег на строительные работы. По словам Михаила Швыдкова, «мы просим дополнить бюджет стройки с учетом инфляционных процессов» - с таким предложением Роскультура обратилась к правительству России. Сумма затрат на реконструкцию рассчитывалась в 2004 году, с тех пор все очень подорожало. Мотивацией деятелей культуры является рост цен на стройматериалы, в частности, увеличение стоимости цемента за прошедшее время примерно на 60%.
В качестве комментария — однажды глава крупной столичной девелоперской компании на вопрос, как же быть с ценами цемента, рассказал, что в реальной себестоимости строительства ничего не изменится, даже если он подорожает процентов на 180-250%. Можно дополнить. Еще в прошлом веке глава московских строителей Владимир Ресин на вопрос, за счет каких именно инноваций московские власти намерены снизить себестоимость строительства жилья заметил: вопрос это социальный, можно сказать, даже вопрос культуры, но никак не технологический.
Проще говоря, в реальной жизни реконструкция объектов культуры — достаточно интересный бизнес и процесс, который по ряду причин иногда хочется немножко продлить. Правда, бывает, что такое немножко может растягиваться на долгие годы. Как же — если новые жилые дома могут строиться годами, то что говорить об уникальных объектах, обладающих множеством инженерных особенностей. В данном случае ситуация бывает двоякой. Если стройка является показательной и с ней связана реализация других проектов, то она может завершиться ударными темпами. Примеры известны — крайне быстрая реконструкция Манежа, у которого удвоились экспозиционные площади, или же создание новой версии усадьбы Царицыно.
Но все может обойтись иначе. Около Садового кольца есть два объекта, один крупный по занимаемой территории, другой гораздо меньше. Крупный функционирует и обладает хорошими финансовыми потоками, небольшой не функционирует. Но какой из них стал более сметным, неизвестно. Первый — зоопарк, который ежедневно посещает множество людей. Второй — Планетарий, который долгие года закрыт на реконструкцию. Сегодня в средствах массовой информации появились публикации о том, что процесс идет уже 13 лет, а результата пока почему-то нет. И видный ученый Сергей Капица счел наконец нужным призвал московского мэра что-нибудь сделать — дети не могут изучать астрономию.
Приводится даже комментарии, полученный у директора Планетария Игоря Микитасова. Последний сообщает, что площадка очень инвестиционно выгодная и на нее кто-то «положил глаз». Все это можно прочесть в печати.
Немного нюансов к портрету проекта. Комментарий был взят по телефону — дело в том, что, по некоторым сведения, г-н Микитасов уже длительное время находится за пределами Российской Федерации.
Еще один штрих. Если проанализировать историю реконструкции объекта, образуется примерно следующий сюжет. Из различных открытых баз данных можно узнать, что в свое время Планетарий был акционирован и основным собственником стал его директор. Потом долго шли разговоры о реконструкции. В результате в составе собственников объекта оказался город Москва (что в общем-то справедливо). После этого на реконструкцию нашлись деньги.
Если проследить историю новостей по Планетарию, выяснится, что пару лет назад на завершение работ денег стало опять не хватать. Речь шла о сумме на вид незначительной — порядка 600 млн рублей, проще говоря, 25 млн долл. Разговоров было много, и вроде бы о деньгах в итоге договорились.
На сегодняшний день ситуация такова. Реконструкция не завершена. Соответственно, толпы школьников и просто любителей поглядеть на модель небосвода не приходят оставить за популярную лекцию немножко денег. Более того, в результате строительства на смежных территориях фактически уничтожены видовые возможности смотровой площадки Планетария. Директор не в России. Дальше объяснять?
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте