Первого марта 2005 года из действующего российского законодательства исчезло латинское слово «кондоминиум». Одновременно с этим из гражданского оборота незаметно была выведена хорошо известная нам вещь – многоквартирный дом.
Парадоксально, но факт: понятие «кондоминиум» в языке российского рынка недвижимости так и не утвердилось. Парадокс состоит в том, что не только дом, в котором приватизирована хотя бы одна квартира, но также и любая коммунальная квартира есть кондоминиум. В обоих случаях право собственности на помещение необходимо порождает право на известное совместно используемое имущество.
Что есть такое «коммунальная квартира», российские граждане прекрасно знают. И источником этого знания является вовсе не российское законодательство, а личный чувственный опыт. Но если им сказать, что по смыслу действующего жилищного законодательства «коммунальная квартира» и «многоквартирный дом» есть как бы синонимы, они этого могут не понять. Ибо для них разница здесь очевидна.
Иное дело – юристы. Когда они указывают на то, что коммунальная квартира есть многоквартирный дом как бы в миниатюре, то этим они намеренно подчеркивают тот очевидный для них факт, что эти два объекта недвижимости объединяет одна и та же правовая конструкция. Однако на обратное сравнение они почему-то не решаются. И никогда не называют многоквартирный дом «коммунальным домом».
Между тем, по логике юристов, правовые последствия приватизации жилья в обоих случаях должны совпадать. И если это верно, то обратное сравнение весьма уместно. Обратим внимание на следующее. После того как жильцы в коммунальной квартире превратились в собственников своих комнат, коммунальная квартира как таковая не исчезла. То есть – отношения жильцов не изменились. Точно также не изменились и отношения жильцов в самом многоквартирном доме.
И все же разница здесь есть. От жильцов – собственников комнат в коммунальной квартире по закону не требуется проводить общие собрания с целью выбора способа управления «общим имуществом», в то время как жильцы в многоквартирном доме обязаны это сделать. Для жильцов в коммунальной квартире «кондоминиум» есть их настоящая жизнь. В то время как для собственников жилья в многоквартирном доме «вступление в кондоминиум» есть принудительная «большая коммуналка».
Вопросы терминологии
В истории российского законодательства слово «кондоминиум» впервые появилось в декабре 1992 года в статье 1 Закона «Об основах федеральной жилищной политики». Любопытно, что именно тогда оно было популярно определено как «товарищество собственников жилья». Впоследствии это исходное определение стало массовым, несмотря на все изменения в действующем жилищном законодательстве.
Ровно через год в декабре 1993 года Президент Борис Ельцин своим личным указом утвердил «Временное положение о кондоминиуме». В этом новом документе слово «кондоминиум» было разъяснено уже максимально подробно. Однако в результате подробного разъяснения появилась весьма устойчивая терминологическая ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте