Все московские знакомые, с которыми я общалась 29 марта, после взрывов, говорили одно и то же: «Надо бежать из Москвы! Куда-нибудь, подальше!». Однако пока никто не побежал. Послушно ходят на работу, пользуются метро. Да, рынок жилья немного потряхивает, но значительных изменений эксперты не ждут.
Внешние обстоятельства
Рынок недвижимости, как известно, один из самых «психологичных». Субъективные факторы влияют на цены, спрос, предложение никак не меньше, чем объективные (экономические). Слишком много здесь непрофессионалов (продавцов, покупателей), не имеющих ни опыта, ни экономического образования. Ведь большинство людей совершают сделки с жильем всего два-три раза в жизни. Поэтому, принимая решения, они ориентируются в основном на свои внутренние ощущения и информацию извне: прессу, мнение знакомых. Ну а когда случаются какие-то громкие события, они «синхронизируются» с внутренними ощущениями обывателя и на рынке происходят ощутимые перемены: рост, обвал, стагнация. Так случилось в начале кризиса, когда объективные финансовые предпосылки были многократно усилены апокалиптическими настроениями, охватившими Москву.
Не без участия, конечно, любящих сенсации журналистов. Все ждали неминуемого коллапса, а потому собственники дружно выставили свое имущество на продажу (при этом радикально снизить цену решились лишь единицы), а покупатели дружно отложили покупку до лучших времен. Рынок встал. То же было и в 2006 году, когда недвижимость подорожала в два раза — во многом благодаря многочисленным публикациям в прессе. Аналитики, работающие на агентства, предрекали глобальный рост. Собственники в ожидании этого роста снимали свои объекты с продажи, а покупатели наоборот – дружно ринулись покупать. Результат – острый дефицит квартир, ажиотаж и перегретый рынок, который потом весь 2007 год приходил в себя. Затем была стагнация, похожая на послепраздничное похмелье, и откат цен до адекватных (в тех экономических условиях) величин.
Теперь вот теракты в метро. Прямой связи с рынком недвижимости, конечно, нет, событие совсем из «другой оперы». Но косвенное, психологическое влияние проследить можно. Паника, страх, дискомфорт, нежелание принимать серьезные решения и связывать свое будущее с опасным и негостеприимным мегаполисом – такие эмоции охватили многих людей, среди которых немало потенциальных покупателей жилья... Не забудем и то, что ощутимая часть приезжих – выходцы из кавказских республик, отношение к которым после всех событий изменится не в лучшую сторону. Вопрос лишь в том, как долго продержатся эти настроения и будут ли они иметь ощутимые для рынка последствия.
Продавцы мечутся
«В субботу разговаривал с продавцом квартиры для своего клиента, — рассказывает анонимный риелтор на форуме ners.ru. – Хозяин просил 5 млн руб., укладывались впритык. И тут он заявляет, что цена выросла на 200 тыс.: «За 5 ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте