Перечень профессий, по которым можно получить подготовку в российских вузах, является избыточным с точки зрения потребностей на рынке труда. Таким образом, из нынешних более чем 500 специальностей высшего образования достаточно оставить около 100. Этого, по мнению реформаторов, вполне достаточно для удовлетворения кадровых запросов неприхотливой российской «экономики трубы».
Не обращая внимания на критику со стороны оппонентов, министр образования Дмитрий Ливанов продолжает «оптимизировать» российское вузовское образование. Как сообщают «Известия», в недрах возглавляемого им ведомства созрела идея существенно сократить список специальностей, которые можно получить в высших учебных заведениях. Под готовящуюся «зачистку» бюджетных мест подведена идеологическая база в духе рыночного фундаментализма. По мнению ее инициаторов, перечень профессий, по которым можно получить подготовку в российских вузах, является избыточным с точки зрения потребностей на рынке труда.
Формула грядущей «зачистки ВУЗов выглядит довольно просто. Как указывают чиновники из Минобрнауки, в официальных списках-классификаторах до сих пор значится много профессий, которых уже «почти нет» или они не востребованы рынком труда из-за своей узкой направленности. При этом современные специальности в номенклатуре образовательных услуг вузов, якобы, напротив, отсутствуют. По мнению министра Ливанова, при быстро меняющейся рыночной конъюнктуре требуется подготовка специалистов широкого профиля. Эту цель предполагается достичь посредством перехода со «специализации» на некие универсальные «направления».
Надо заметить, что данный подход находится в русле концепции реформы образования, которую уже давно проводят российские власти. Она предполагает расчленение единого образовательного процесса в высшей школе на два уровня - бакалавриат и магистратуру. Собственно говоря, упомянутые Ливановым «направления» уже присутствуют в рамках программ бакалавриата. Напомним, обучение по этой системе, в отличие от стандартной модели, рассчитано на 4 года. По мнению большей части преподавательского сообщества, это не дает возможности подготовить полноценного специалиста, зато в полной мере соответствует заимствованным на Западе стандартам высшего образования. Главным достоинством «дипломированных недоучек» можно считать способность оперативно «переквалифицироваться» в соответствии с быстро меняющимся спросом на глобальном рынке труда. Но для модернизационного и технологического прорыва знаний у таких «национальных кадров» явно недостаточно.
Собственно говоря, авторы инициативы по сокращению ВУЗовских специальностей не скрывают, что одним из поводов затеять скандальную реформу стало стремление российских властей «идти в ногу» с «прогрессивным миром». Оказывается, в 2011 году ЮНЕСКО утвердила новую версию Международной стандартной классификации в образовании (МСКО). В результате предстоящего «секвестра» профессий некогда эталонная система высшего образования скукожится в пять раз. Втянуть Россию в «образовательное ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте