В кризис всегда так. Больше всего от него страдают именно заемщики. Если им сокращают зарплату, возможностей платить по кредиту становится меньше. Растет просрочка, набегают пени и штрафы. А если речь идет об ипотеке, то кое-кто даже может лишиться квартиры. Как избежать подобных ситуаций? И что делать, если вы в ней все же оказались? Какие программы реструктуризации сейчас предлагают кредиторы для своих заемщиков?
ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА
Ситуация с просрочками в сегменте ипотечных ссуд - самая благоприятная. Это и понятно. Отбор заемщиков банками для длительных кредитов - процедура более серьезная, чем выдача потребительских займов. Да и проценты ниже.
Тем не менее в период нестабильности в экономике она тоже растет. В целом по рынку доля ипотечных ссуд, платежи по которым просрочены на 90 и более дней, выросла за два месяца (январь и февраль) с 2,1% до 2,3%. В денежном выражении такая просроченная задолженность выросла на 7,4 млрд. рублей (примерно на 10%). Часть роста просрочки связана с валютными заемщиками. Однако доля клиентов с валютной ипотекой в большинстве крупных банков мизерна. Так, на начало года доля валютных кредитов в Банке Москвы составляла не более 5%. В банке ВТБ24 эта доля еще ниже - менее 1%. При этом за последнее время на основании поступивших заявлений банк принял около 1000 решений о реструктуризации (около 30% портфеля ипотечных кредитов в валюте).
Как отмечают в банках, среди рублевых ипотечников тоже немало тех, кто столкнулся с финансовыми трудностям и нуждается в реструктуризации их кредитов.
ЧЕМ БЫСТРЕЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
Эксперты и банкиры едины во мнении. Чем раньше заемщик обратится в банк, когда у него возникли трудности, тем легче будет их решить.
- Алгоритм действий простой, - говорит Александр Щеглов, заместитель генерального директора Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). - Необходимо обратиться к кредитору, сообщить о причинах проблем с обслуживанием ипотечного кредита. Важно предоставить все необходимые документы в качестве подтверждения сокращения дохода или других причин, по которым заемщик не может вносить платежи по кредиту. После этого договориться с банком о дальнейшей схеме обслуживания кредита и возврата долга. Главное, чтобы это было на ранних стадиях появления просрочки (в идеале вообще до ее образования, т.е. превентивно), так как в этом случае вариативность применения инструментов оказания помощи значительно выше, чем на больших сроках просрочки.
Другими словами, прятать голову в песок при возникновении финансовых трудностей не стоит. И уж тем более не стоит избегать встречи с банком. Это может быть воспринято кредитной организацией как попытка мошенничества. И такому заемщику в будущем вряд ли пойдут на уступки.
- Безусловно, при возникновении обстоятельств, при которых заемщик не в состоянии погашать задолженность, необходимо сразу обратиться в банк, - пояснили в пресс-службе Банка Москвы. - Обращения заемщиков рассматриваются в индивидуальном порядке, а условия рефинансирования/реструктуризации определяются совместно с заемщиком.
- Поддержка заемщиков в трудный экономический период — это одна из самых приоритетных и важных задач каждой кредитной организации, - говорит Ирина Простакова, начальник Управления ипотечного кредитования Московского кредитного банка. - Совет всегда один — максимально оперативно выйти на контакт с банком и честно рассказать о том, почему возникли проблемы с выплатами. В зависимости от каждой конкретной ситуации мы поможем выработать оптимальный план действий.
ИНСТРУМЕНТЫ ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте