Habidatum совместно с RRG опубликовали интерактивную карту Москвы, которая может служить практическим инструментом навигации для людей в условиях социального дистанцирования после отмены жесткого карантина.
Среди мер по борьбе с эпидемией наиболее обсуждаемая и, видимо, эффективная, -- так называемая тактика “Hammer and Dance” («оглуши и добивай»). Речь идет о жестком карантине в течение нескольких недель, а затем его постепенное ослабление и периодический ввод, по мере возникновения угроз повторного заражения. Получается, что после карантина от человека потребуются специальные практики поведения в городе, к которым он не привык: все то же социальное дистанцирование будет какое-то время определять его жизнь в пространстве. В этой связи становятся востребованными маршруты, обходящие массовые потоки людей. Наряду с такой тактикой возникает и другая – как быстрее преодолеть необходимое для покупки еды и медикаментов расстояние.
Как же убежать от вируса? Раньше люди стремились к большой плотности, где все рядом и удобно. Теперь, в эпоху вынужденной социальной разобщенности, наоборот, пытаются найти места для уединения. Система приоритетов меняется на противоположную и вслед за этим пространство города «выворачивается наизнанку».
Где в Москве малая плотность людского потока и как ее найти в течение дня?
Где больше всего пожилых людей и какая инфраструктура им доступна?
Большие данные дают ответы на эти и другие вопросы. Свободное пространство в городе будь то Воробьевы горы, бульвар Университетского проспекта и улицы Косыгина в районе МГУ или Аптекарский огород/ ботанический сад в районе проспекта Мира, кажется ответом на проблему. Но только ли парки? Ведь некоторые из них уже оказались перенаселенными на момент объявления карантина. Годятся все те пространства, где распыляется поток, в том числе и те, что недалеко от дома и работы. То, что было огромной проблемой для малого и среднего бизнеса, а именно свободная планировка микрорайонов, которая приглашает людей в автомобиль и не создает нужного для малого бизнеса трафика, теперь, в условиях, требующих социальной изоляции, оказывается временным преимуществом.
Когда городская пустота становится ценностью - возникает экономика пустоты. Не то чтобы ее не было до эпидемии, просто в эпидемии проявляется ее значение, и она оказывается на виду. Москва, будучи одним из лидеров по плотности населения городов мира, одновременно один из самых рыхлых городов, она обладает огромными ресурсами пустоты, и, как теперь становится понятно, пустоты востребованной. Городские власти больше не сетуют на недостаток посетителей в парках, скорее наоборот, и не потому, что людей значительно больше, а потому, что именно городские пустоты в момент эпидемии оказываются естественным укрытием и территорией рассредоточения потока. Настолько естественным, что могут быстро стать своей противоположностью.
«Популярность пустоты» звучит как оксюморон: пустоту любят за то, что в ней никого нет, и стремятся туда именно поэтому. Навигатор плотности «видит» эту проблему и предлагает альтернативы как в пространстве, так и во времени.
Плотность населения, посчитанная в расчете на площадь пятна застройки, в Москве очень большая, но разреженность пространства в микрорайонах также очень высокая, и подходит для тактики рассредоточения потока.
Самое важное, однако, что город не только про пространство, но и про время. Концентрация потока людей в городе сильно меняется в зависимости от времени суток, ее пространственные рисунки утром, днем и вечером отличаются друг от друга. Координация потока людей в пространстве в зависимости от времени проблема не новая. Она применяется туристическими городами для того, чтобы развести туристов и местных по разным часам дня. Сама концепция у градостроителей получила название Time master planning (ВременнОе мастерпланирование города).
В наши дни – эта практика имеет решающее значение в период, когда происходит «добивание» эпидемии. Появляется возможность адаптации людей к меняющемуся потоку. Выбор наименее плотного пространства в определенные часы оказывается задачей, подобной той, что решает автомобилист, использующий навигатор Google или Yandex карт. Задача координации активности людей во времени получает совершенно практические очертания. Пульсирующая плотность обходится людьми во времени, кривая плотности потока сплющивается, а вместе с ней и снижается вероятность развития эпидемии. С помощью представленной карты-навигатора низкой плотности и рейтингов городских локаций система людских потоков Москвы в период эпидемии получает механизм самонастройки. Она пригодится и для пробежек по зеленым пространствам, и для выбора маршрута прогулки или пути в магазин или на работу.
Доступность всего необходимого каждый день решает другую задачу: минимизацию времени на покупку, и снижение, таким образом вероятности пересечения с другими людьми в потоке. Вторая компонента быстрого реагирования на эпидемию – «моментальная» доступность товаров первой необходимости -- работает для всех категорий граждан, но в особенности для пожилых людей, у которых нет возможности для долгих прогулок и поездок на авто. В этом контексте плотно населенные места по-прежнему имеют преимущества и дополняют столь важную сейчас пустоту. Рейтинг быстрой доступности московских локаций дает представление об их качестве. Гранулярность данных позволяет увидеть доступность продуктовых магазинов и аптек в квадрате 250*250 метров, то есть в рекомендованном радиусе около 100 м от места самоизоляции. Тактика MiniMax(а) (Минимум времени на контакт, Максимум удаленности от плотного потока) получает практический пространственно-временной навигатор. Дело за малым – доставить его людям и научить их им пользоваться.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте