Болгарский рынок недвижимости входит в полосу структурной трансформации, вызванной изменением спроса на курортное жилье. Если до сих пор рыночные тренды формировали покупатели старшего возраста, то в последнее время глобальным маркетмейкером становится средний класс — обеспеченные семьи в возрасте от 30 до 50 лет — из России. Об особенностях новой волны спроса на болгарскую недвижимость, а также о предпочтениях наиболее активной группы покупателей рассказывает эксперт международного агентства недвижимости «Сфера Групп» Наталья Снегирева.
— В прошлом году Болгария возглавила рейтинг стран, наиболее популярных среди российских пенсионеров для покупки недвижимости. Что изменилось за это время?
— Пенсионеры по-прежнему составляют основную массу покупателей жилья стоимостью от 30 до 50 тыс. евро. Однако в последние полгода стала активно формироваться новая группа клиентов. Это россияне в возрасте от 30 до 50 лет, которые предъявляют спрос уже не на малогабаритные апартаменты и дома в сельской местности, а на более качественную недвижимость в бюджете от 70 до 150 тыс. евро. Как правило, это семьи с детьми, владельцы среднего бизнеса, либо топ-менеджеры российских и международных компаний. Сегодня более 60 % запросов, поступающих в нашу компанию, приходится на эту группу покупателей, хотя еще год назад такие клиенты интересовались Болгарией в 2-3 раза реже, чем, например, Испанией.
— Что же произошло?
— Российский средний класс «распробовал» Болгарию, когда научился считать деньги и ценить время. Транспортные издержки при авиаперелете минимальны. Цены на недвижимость в Болгарии в 2-3 раза ниже, чем в Испании, Греции, Франции. Немаловажным преимуществом является тот факт, что стоимость содержания жилья в Болгарии — налоги и эксплуатационные расходы — гораздо ниже, чем в прочих курортных странах. При этом болгарские девелоперы совершили заметный рывок с точки зрения качества проектов. Не будет преувеличением сказать, что сегодня недвижимость в Болгарии по некоторым параметрам не только не уступает, но и превосходит европейских конкурентов. Строительный бум последних 10–15 лет позволил сформироваться крупным строительным компаниям, которые готовы развивать весьма амбициозные проекты.
— О каких конкретно качественных изменениях идет речь?
— После кризиса большинство болгарских застройщиков делали ставку на тиражирование экономичных малогабаритных студий, рассчитанных на низкобюджетных, не притязательных к качеству и комфорту покупателей. Однако в прошлом году многие компании пересмотрели стратегию развития и скорректировали линейку проектов. Прежде всего изменилась квартирография жилых комплексов — в сторону увеличения количества просторных квартир с двумя-тремя спальнями. Расширяется выбор сервисных услуг и инфраструктурных опций для собственников апартаментов. Это именно то, что ценит российский средний класс. К слову, в прошлом году продажи апартаментов на две спальни в таких проектах резко выросли и составили значительную часть заключенных сделок.
— Какая недвижимость сегодня является хитом продаж?
— Специфическая особенность болгарского рынка и одновременно его важное конкурентное преимущество — вариативность выбора жилья. Новые качественные проекты реализуются как на морском побережье, так и на горнолыжных и бальнеологических курортах. Конечно, в фокусе спроса апартаменты площадью от 70–100 кв. м, расположенные на первой линии у моря, с хорошим видом из окон. Популярны комплексы квартального типа с внутренней социально-бытовой и развлекательной инфраструктурой, в том числе ориентированной на детей. При этом, как правило, предпочтение отдается компактным, а не гигантским комплексам. Не на последнем месте для активных и продвинутых покупателей среднего возраста — качество архитектуры и функциональность планировочных решений. Ради приобретения наиболее привлекательных квартир по оптимальной цене молодежь готова инвестировать в жилье даже на стадии котлована.
— Изменились ли география спроса?
— Не существенно. Наиболее популярные среди россиян любого возраста направления — Солнечный Берег, Святой Влас, Равда, Созополь, Поморие. Кроме того, люди в возрасте от 30 до 45 лет активно приобретают апартаменты в Варне и Бургасе. Они объясняют это тем, что хотят приезжать в Болгарию в межсезонье — в этом случае вариант городской квартиры более комфортен. Поскольку многие клиенты, уже купившие жилье в Болгарии, нередко обращаются к нам повторно для сопровождения других сделок, то мы видим, насколько быстро россияне ассимилируются в Болгарии. Что, впрочем, не удивительно, учитывая близость языков и культур. При этом российские покупатели недвижимости воспринимают Болгарию как полноценную европейскую страну. Известная советская поговорка «Курица не птица, Болгария не заграница» для них уже не актуальна.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте