Архитектор Сергей Кузнецов об экономических и вкусовых спекуляциях на градостроительном рынке
Один из вариантов застройки площади перед Северным входом на ВВЦ. Две "козявки " на постаменте - монумент "Рабочий и колхозница" Один из вариантов застройки площади перед Северным входом на ВВЦ. Две "козявки " на постаменте - монумент "Рабочий и колхозница"
В Москве завершились очередные Дни архитектуры - придуманный агентством P-Arch пять лет назад цикл мероприятий для всех, кто интересуется градостроительством. Экскурсии по столице, визиты в мастерские и беседы с мэтрами позволяют заглянуть в сложную и загадочную кухню, в которой создается наш город. Почему в Москве строится то, что строится? И почему оно, за редким исключением, дороже и провинциальнее того, что появляется за те же деньги на Западе, спросила обозреватель "Недели" Анна Гараненко у активного участника архитектурного "культпросвета" - одного из руководителей архитектурного бюро "SPEECH Чобан/Кузнецов" .
неделя: До кризиса архитекторы трудились не поднимая головы. Но, как выяснилось сегодня, большинство проектов делалось "в стол" - и заказчики, и архитекторы понимали, что все это никогда не будет построено. Что это было?
сергей кузнецов: Это называется "спекулятивный девелопмент" - до кризиса он был очень популярен в Москве. Своеобразная торговля бумагой, когда люди брали в аренду участок земли, делали документы (получали разрешение на строительство, заказывали проект и т.д.), а потом перепродавали. К примеру, человек получал участок и заказывал проект под строительство магазина на тысячу квадратных метров. Вкладывал некую сумму, выпускал другой проект и получал согласование уже на строительство жилого дома на 100 тысяч метров. Продавал. И это была все еще бумага, хотя и сильно подорожавшая. Затем кто-то делал из нее третью бумагу - продавал, следующий - четвертую... Весь рынок был пронизан такими цепочками. Архитектор был тем человеком, который делал из магазина дом, из дома - дом побольше, и так далее. Понятно, что качество этой бумажной недвижимости абсолютно никого не интересовало. Все сводилось к качеству и срокам согласования документов. Мог быть нарисован любой сарай, но он имел площадь, и это была главная и единственная цель мероприятия. Но наступил момент, когда этот бумажный пузырь достиг потолка. Человек, купивший на бумаге бизнес-центр в 200 тысяч метров, превращал его в 300 тысяч метров (опять же бумажных) и пытался перепродать. Но покупателей не было, потому что они понимали, что выжать 400 тысяч ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте