Географическое направление является одним из важнейших факторов при покупке и аренде складского помещения. За время кризиса территориальные предпочтения игроков рынка несколько изменились. Если в 2008 г. многие выбирали южный вектор, то теперь их взгляды все чаще и чаще устремляются на север.
Кто в лидерах?
В столице современные склады можно пересчитать по пальцам — их не более десяти. Как утверждает Ольга Павлик, руководитель отдела исследований и аналитики Praedium Oncor International, в Центральном округе Москвы качественное предложение вообще отсутствует. Впрочем, и за пределами центра складские площади предлагают на территориях промзон, хладокомбинатов, автобаз, крупных торговых предприятий. Это либо подвалы, либо бывшие производственные цеха, перепрофилированные в помещения для хранения. В границах мегаполиса имеется всего лишь два склада класса А — на улицах 8 Марта и Дорожной.
Зато Подмосковье, как ближнее, так и среднее, понемногу осваивают. В прошлом году, несмотря на трудные времена, по всем направлениям было введено более 700 тыс. кв. м складских площадей, после чего общая емкость рынка в регионе достигла 5,3 млн кв. м. В 2010 г. планируют ввести примерно столько же, даже несмотря на то что спрос на аренду не достиг пиковых значений и доля вакантных площадей сохраняется на уровне 13–15%.
«Направлениями-лидерами, спрос арендаторов на которые не падает, были и остаются Ленинградское и Симферопольское шоссе, — рассказывает Юрий Тараненко, директор компании «МИЭЛЬ — Коммерческая недвижимость». — В первом случае все предельно ясно. Это и близость к аэропорту Шереметьево, и огромное количество грузов, которые поступают из Санкт-Петербурга, где расположен крупнейший таможенный терминал европейской части России. Такой интерес сохраняется, несмотря на то что трасса по-прежнему остается в числе лидеров по транспортной загруженности. Внимание к южным направлениям также объяснимо. Киевское и Симферопольское шоссе скоростные, с малым количеством съездов и светофоров, поэтому на южном и юго-восточном векторах сосредоточено наибольшее количество качественных площадей».
«Я бы сказал, что юг — безусловный лидер. Здесь расположено около 2 млн кв. м складских помещений класса А, к которым принадлежат такие терминалы как «Северное Домодедово», «MLP Подольск», «Покров», «Чехов», «Южный», South Gate, «Львовский», «Южные Врата», — говорит Игорь Казимов, руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости Penny Lane Realty. — Северное направление с объемом более 1,5 млн кв. м на втором месте. Самые заметные терминалы здесь — «MLP Черная Грязь», «Пушкино», «Шерлэнд», «Лобня», «Дмитровский». Большой пул локальных застройщиков осваивает зоны Шереметьево-1 и Шереметьево-2. Третью ступеньку можно отдать востоку, где в наличии более 1 млн кв. м — «Восток — ТЛК Томилино», «Белая Дача», «Восточный», «Трилоджик». Немногим меньше 1 млн кв. м имеется на западе области — «ИСТРА», «Крекшино». Небольшой пул локальных застройщиков обосновался в промзонах городов Одинцово и Голицино ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте