После 2025 года власти могут столкнуться не только с недостатком мощностей строительной отрасли, но и с растущим количеством судов и банкротств, говорится в исследовании «Инвестиции в инфраструктуру. Строительство 2021», опубликованном национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) и исследовательской группой инвестиционной компании InfraOne.
Фактически весь 2020 год отрасль находилась в стагнации. По данным Росстата, в 2020 году в России объем строительных работ в текущих ценах вырос на 4% и составил 9,5 трлн руб. Темп роста замедлился вдвое по отношению к 2019-му. В постоянных ценах объем строительства остался на уровне предыдущего года (4,7 трлн руб. в ценах 2008 года).
В сфере бюджетных вложений в инфраструктурное строительство в 2020 году наблюдался более заметный рост: на 13%, до 2,36 трлн руб. Почти на 78% эта сумма была обеспечена региональными расходами. Выросла доля вложений в социальную инфраструктуру (на 2,3 п. п., до 32,1%, в том числе благодаря заметному увеличению трат на здравоохранение), снизилась доля вложений в коммунальную (на 0,5 п. п., до 15,2%) и в транспортную (на 1 п. п., до 44%) сферы. В структуре федеральных бюджетных расходов наблюдались схожие тенденции. А сам повышенный рост инфраструктурных вложений был связан с реализацией национальных проектов.
В ТОП-170 крупнейших строительных компаний и групп осталось лишь шесть сверхкрупных организаций (с выручкой более 100 млрд руб. – строительные компании «Газпрома» и «Росатома», НИПИГАЗ, «Мосинжпроект», «РЖДстрой», группа компаний Нацпроектстрой) — на две меньше, чем год назад. В предыдущие годы их количество доходило до восьми. Этого не хватает для запуска крупных проектов в стране, а тем более для конкуренции в сфере строительства на глобальном рынке. Для сравнения, в Китае и США количество таких компаний составляет 160 и 12 соответственно (причем они сохраняют этот статус десятилетиями). Одна из ключевых проблем в отечественном строительстве для сверхкрупных и крупных строителей — отсутствие постоянного потока капиталоемких проектов.
Суммарная выручка компаний и групп из ТОП-170 выросла в 2020 году на 14%, до 4,14 трлн руб. Наибольший прирост выручки произошел в сегменте компаний с годовым оборотом от 10 до 50 млрд руб. (на18%, до 1,42 трлн руб.) и от 50 до 100 млрд руб. (на 68%, до 1,04 трлн руб.).
Председатель совета НАИК, вице-президент РСПП Игорь Вдовин: «Состав ТОП-170 изменился на четверть — так же, как и по итогам 2019 года. Это говорит о высокой долговой нагрузке и крайне нестабильном положении отечественных строительных компаний, которое не позволяет им инвестировать и развиваться, а также привлекать новые кредиты. Несмотря на рост выручки по итогам 2020 года и положительный показатель прибыли, уже в 2021-м тренд может развернуться в обратную сторону, а любой новый экономический шок — обернуться судами и банкротствами».
В отличие от 2019 года, в 2020-м строительным компаниям и группам из ТОП-170 удалось закончить год с положительным сальдо чистых прибылей и убытков: 42,1 млрд руб. (против минус 22,2 млрд руб.). Как и в прошлые годы, наиболее прибыльными были иностранные частные строительные компании, а самыми убыточными — те, что принадлежали государству и крупным монополиям. Причем доля таких — принадлежащих заказчику — строительных предприятий на рынке продолжает расти.
В 2020 году заметно выросла долговая нагрузка на компании строительного рынка. Суммарный долг по компаниям из ТОП-170, публикующим отчетность по РСБУ, составил 4,5 трлн руб., что оказалось на 22% больше их выручки. По итогам 2019-го общий долг компаний был на 2% меньше годового оборота. Росли объемы как краткосрочных, так и долгосрочных займов открывающих эту информацию строительных организаций. Такая тенденция была связана с низкими процентными ставками и характерна для отечественной экономики в целом. В 2021-2022 годах из-за роста ключевой ставки долговая нагрузка не будет активно расти, однако продолжит создавать трудности для компаний.
Отношение совокупного долга к EBITDA, по расчетам исследования на основе данных СПАРК, для 281-й головной и дочерней компании из ТОП-170 в 2020 году составляло 7,4. Для компаний за рубежом этот показатель не превышал 3,4 (данные Capital IQ). Высокая долговая нагрузка отечественных строительных компаний не позволяет им инвестировать и развиваться, а также привлекать новые кредиты.
Из-за накопившихся проблем и низкой рентабельности российский сектор строительства инфраструктуры остается не очень интересной сферой для вложения капитала со стороны бизнеса и инвестиционных фондов. Крупные частные игроки в 2018-2020 годах теряли интерес к отрасли и продавали строительные активы госкомпаниям или монополиям. Но последние закрывают с помощью таких компаний собственные проблемы и не ждут от них эффективности. Такой подход мешает развитию конкуренции в отрасли, приводит к стагнации в ней и влияет на восприятие рынка со стороны портфельных инвесторов.
Председатель совета НАИК, вице-президент РСПП Игорь Вдовин:
«Для участников сферы строительства публичной инфраструктуры наиболее серьезными проблемами остаются несовершенства системы госзакупок и формирования стоимости проектов, неактуальная модель ценообразования, высокая стоимость и ограниченная доступность кредитов, а также невозможность планировать свою загрузку на долгий срок. В 2021 году отрасль с опозданием почувствовала и последствия пандемии: в строительстве наблюдался острый дефицит кадров, значительно выросли цены на строительные материалы, есть проблемы с логистикой. Практически все эти проблемы так или иначе взаимосвязаны друг с другом, и их необходимо решать с помощью системных преобразований. Даже если направить большой объем средств в инфраструктурные проекты, он лишь отложит необходимость перемен в «правилах игры» в отрасли. Со своей стороны, на основе проведенного исследования наш комитет подготовил список ключевых проблем строительной отрасли и возможные пути их решения. Необходимо принять ряд законодательных инициатив, в разработке которых мы принимаем активное участие».
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте