Этот год принес много нового для москвичей, особенно в области налогов. Почему растет налоговая нагрузка, как Москва будет переживать кризис и от каких приоритетных направлений точно не откажется — «Газета.Ru» подводит итоги года с министром правительства Москвы, руководителем департамента экономической политики и развития города Максимом Решетниковым.
— Налог на недвижимость будет взиматься с кадастровой стоимости. Получается, он вырастет не только для владельцев дорогих квартир, но и для жителей «сталинок» и тех, кто получил квартиру в центре по наследству?
— Налоги на имущество всегда строятся из стоимости имущества, вне зависимости от того, кто им владеет. Собственность — это не только право, но и обязанность, в том числе по уплате налогов. Если так получилось, что дорогим объектом владеют категории лиц, которые не в состоянии нести издержки, связанные с владением, есть два варианта.
Первый: есть льготы — мы принципиально оставили список, который утвердили еще в 1991 году. Это свыше 1,7 млн москвичей, а также около полумиллиона горожан, проживающих в квартирах по договорам социального найма. Они вообще не платят налог. Плюс введен налоговый вычет для остальных, которого не было раньше: 20 кв. м — для квартиры, 10 — для комнаты, 50 — для дома. Второй вариант. Если вы трудоспособны и владеете квартирой в ЦАО, «сталинках» — в более старом жилфонде — и почему-то говорите, что вы малообеспеченны, принимайте какие-то решения, что делать с вашим имуществом в миллионы рублей.
Если гражданин не в состоянии содержать такое жилье — есть возможность деприватизировать его и продолжать жить в нем, понимая, что это уже не ваша собственность и вы не сможете продать или поменять его.
Можно воспользоваться правами собственности — продать, сдать в аренду. Если гражданин не пенсионер, не инвалид — какие могут быть основания владеть очень дорогим объектом и не платить налог?
При этом не исключено, что выявятся дополнительные категории, которые нуждаются в социальной поддержке, город не отказывается от своих обязательств.
Я за адресное развитие нашей системы соцподдержки. Ни для кого не секрет, что льготы, которые строятся по принципу категорий, не учитывают реальную степень нуждаемости. У нас есть пенсионеры, на которых по десять квартир записано, огромные ТЦ. Теперь же льготы даются на один объект каждого типа.
Нам пора менять психологию. Мы говорим, что хотим быть мировым городом — в любом таком городе есть налоги на имущество, и они взимаются с рыночной стоимости. Изменив порядок исчисления налогов, мы обновили один из последних институтов советской системы.
— Придется ли платить налог тем, кто получает квартиру по наследству, пока оно оформляется?
— Да, поскольку налог взимается с наследников с момента открытия наследства, которым является день смерти гражданина. При этом важно понимать, что принятое наследство принадлежит наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия и от момента регистрации права на имущество.
— Идея обсуждалась десять лет. Почему именно сейчас ее реализовали?
— Когда эта идея начала активно обсуждаться в конце прошлого года, времена были другие. И в первой половине этого года ситуация была иной. Сам процесс принятия пришелся на сентябрь.
— Не хотели перенести?
— С 2004 года переносили десять лет. Вы же понимаете, не прими мы его в этом году, мы бы, скорее всего, не приняли его еще три-четыре года. Не надо думать, что произошла катастрофа. Предусмотрен плавный пятилетний переходный период, первые платежки по новым правилам придутся на вторую половину 2016 года. Существует много социальных механизмов, я уже не говорю, что базовая ставка для 97% квартир в столице 0,1–0,15% — крайне скромная. Все льготные категории сохранены, и пересмотра не будет.
— Всех волнует, насколько адекватно будет проведена оценка. В Подмосковье бизнесмены массово судятся из-за нее, говорят, она завышена.
— Тема с кадастром действительно может быть много где не до конца отработанной, но не в Москве.
У нас кадастр по недвижимости существует уже два года, было время скорректировать нюансы. Конечно, есть вопросы, где-то выявляются плюсы, где-то минусы.
Например, в прошлом году у ТЦ вся площадь считалась площадью торгового зала. Но ведь чем больше ТЦ, тем больше атриумов, переходов, парковок. Поэтому в следующую оценку мы включили понижающие коэффициенты — чем больше помещение, тем коэффициент больше и тем меньше кадастровая стоимость.
В жилье изначально проще провести оценку. Хотя нельзя сказать, что кадастр бесспорный, конечно: у кого окна во двор выходят, у кого на дорогу, у кого-то евроремонт, а у кого-то обои кошка разодрала — этого никогда массовая оценка не поймает. Тем не менее кадастровая оценка по жилью у нас на 15–20% ниже рынка, чтобы избежать споров, по ряду объектов в ЦАО — вообще в два-три раза.
Кроме этого, граждане, как и бизнес, всегда могут оспорить оценку в согласительной комиссии Росреестра в судебном порядке.
— Имущественные налоги граждан тем не менее растут.
— Граждане гражданам рознь. Неправильно говорить, что у нас весь центр заселен неимущими. Насколько неимущим ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте