Рынок офисов Москвы меняется: под влиянием экономических процессов, решений властей, общемировых тенденций. Тренды, как говорят биржевые аналитики, разнонаправленные. И в сложное время есть позитивные тенденции, позволяющие игрокам рынка укрепить позиции. О позитиве – в интервью коммерческого директора компании City&Malls PFM Сергея Шиферсона.
Сергей, в чем вы видите позитив на сегодняшнем рынке офисной недвижимости столицы?
С одной стороны, ситуация непростая, аналитики говорят и о росте вакантных площадей, и о приостановке новых проектов. Но кризис – это время возможностей, время переоценки и новых подходов. И в этом смысле я настроен вполне оптимистично. Так, корректировка бюджетов, которую провели многие компании, предполагает поиск новых площадок для размещения персонала. Из одних БЦ арендаторы переходят в другие. И здесь появляется прекрасная возможность дополнить пул арендаторов у новых бизнес-центров, например. Если компания-арендатор не готова платить за ненужную ей инфраструктуру или переплачивать за престижное расположение, нужно предложить ей вариант в менее «пафосном», но не менее комфортном здании. Миграционные процессы активизировались еще в начале года и пока не закончены. Нужно этим воспользоваться.
Арендаторы уходят из дорогих офисов в более демократичные по цене?
Не совсем так, хотя и это тоже на рынке есть. Человек, как известно, ищет, где лучше, эта модель поведения характерна и для компаний. А московский рынок постоянно пополняется новыми объектами, в том числе в процессе редевелопмента промышленных зон, также толчок к развитию получили и территории новой Москвы.
Считаю, что офисные центры в районе ТТК сегодня составляют конкуренцию расположенным в центре Москвы. Причина – в лучшей транспортной доступности и такой банальной вещи как наличие автомобильных парковок. Земельные участки в центре стоят дорого, позволить себе построить на них большие паркинги может не каждый девелопер, проект становится более финансовоемким и менее рентабельным. Раньше проблема решалась за счет парковок на прилегающих улицах. Теперь они стали платными, и арендаторам уже не так удобно приезжать в офис в центре.
Развивая проект ДК «Симоновский» наша компания уделила этому особое внимание, поэтому паркинг на территории составляет более 2000 машиномест. В сегодняшней ситуации это серьезное преимущество.
Вы упомянули, что среди тех, кто меняет локацию, есть и растущие компании. Так ли их много, чтобы оказать влияние на рынок?
Так или иначе многие компании в IT-сфере продолжают развиваться. Госкорпорации и окологосударственные структуры также чувствуют себя вполне неплохо. Уже сегодня эти компании ищут и находят новые площадки. В перспективе, благодаря продовольственному эмбарго, мы возможно увидим и рост компаний АПК и связанных с ним отраслей.
Итак, арендаторы в поиске. Какие офисы востребованы?
Естественно, каждая компания подбирает офис, исходят из сферы деятельности, задач, и других факторов. Но в целом можно выделить несколько трендов. Во-первых, комплексные проекты, т. е. деловые кварталы или бизнес-парки, в которых на одной территории и под одним управлением объединены несколько объектов, включающих как собственно офисные помещения, так и инфраструктуру – b2b и b2c. Проще говоря, все что необходимо, должно быть под рукой, в шаговой доступности, это и сервисные компании, и столовая для сотрудников. Среди приоритетных требований – транспортная доступность, что в пояснениях не нуждается.
Постепенно набирает силу и «зеленый» тренд – экологичные материалы, чистый воздух, элементы благоустройства вплоть до велосипедных дорожек.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте