Кризис на рынке недвижимости породил надежду, что цены на жилье в одночасье рухнут. И пусть хоть в такой форме сбудется мечта многих граждан о доступном жилье. Рухнут они вряд ли, но пуститься в еще более глубокую присядку могут вполне и даже скорее всего. Только вряд ли это пойдет на пользу потребителям.
О возможном крахе (или обвале, кому как больше нравится) рынка жилья говорят практически все. Для СМИ это прекрасный информационный повод. Для застройщиков и риелторов это источник жестокой головной боли. Для властей это угроза дополнительных социальных проблем. Для потенциальных покупателей – надежда на падение цен. Но будем честными, для подавляющего большинства населения после многих лет возмутительного роста цен и фантастических норм прибыли коммерсантов крах – это, нет, не предмет злорадства, а скорее ожидание торжества справедливости. Отсюда всеобщий интерес к теме. А в центре этого интереса – падение цен.
К сожалению, обольщаться возможностью прикупить квартирку по дешевке и тем самым крупно выгадать на ее приобретении нет особых предпосылок. И не только потому, что об их отсутствии в одну дуду трубят и риелторы, и застройщики, и власти всех уровней (помимо прочего они обязаны это делать по должности). Рынок этого действительно не допустит. Не надо забывать, что кризис – это механизм преодоления возникших экономических проблем. Преодолеваются они за счет населения. Иного способа нет.
Вице-президент РГР Юрий Карамаликов справедливо среди проигравших в результате кризиса первыми называет потребителей, которые, даже если у них есть деньги, боятся позволить себе жить лучше. Никто не знает, что будет завтра.
Недавно в кругу коллег развернулась небольшая дискуссия вокруг темы краха рынка. По мнению одного из участников, термин «крах» не вполне соответствует ситуации. Мол, чего мы с таким сочувствием и заботой к риелторам да застройщикам? Это для них крах, это их проблемы. А гражданам, покупателям только хорошо. На их улице, можно сказать, редкий праздник – цены падают.
На самом деле ничего хорошего падение цен в результате кризиса населению не сулит. В рассуждениях коллеги перепутаны причина и следствие. Люди полагают, что сначала упадут цены, а потом они примут решение покупать или… еще подождать. На самом деле все происходит с точностью до наоборот. Сначала под воздействием внешних факторов формируется покупательная способность населения, а под нее продавцы подгоняют цену. Причем цена всегда поддерживается на таком уровне, чтобы товар был чуточку недоступен для покупателя, чтобы тот слегка поднапрягся. В момент подъема экономики покупательная способность растет, и вдогонку за ней бросаются цены. В случае кризиса сначала ухудшается жизненный уровень населения ...
Комментарии
(15)#Последние комментарии на сайте