Сегодня 15:01
Ликбез по недвижимости
Сегодня 14:58
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
Сегодня 14:04
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
Сегодня 12:37
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
Сегодня 12:19
Новости компаний, пресс- и пост-релизы

Заслуженный архитектор РФ Илья Лежава и молодые эксперты МАРХИ рассказали о том, как будет меняться столица. Среди проектов МАРХИ перестройка промзон в районе Бережковской набережной и Бутырского вала, создание транспортного центра в Мякинино и наукограда в Новой Москве.

Заведующий кафедрой градостроительства Московского архитектурного института и заслуженный архитектор РФ Илья Лежава рассказал БГ о своих идеях развития города. Они могут показаться достаточно смелыми, например, в центре города могут быть построены капсульные комнаты, в которых будет жить молодежь. Также архитектуру нравится идея города-лайнера и строительство аэрпорта между Москвой и Санкт-Петербургом.

Идеи архитектора в жизнь претворяют его студенты, которые представили свои проекты по созданию транспортных центров в Москве и строительство различных жилых и научных центров в разных частях столицы.

Илья Лежава

Заслуженный архитектор Российской Федерации, Доктор архитектуры, заведующий кафедрой градостроительства МАрхИ

Про будущее городов

Периодически нужно говорить и размышлять о фантастических сценариях будущего, чтобы хотя бы отдаленно представлять, что с нами будет и как будут развиваться города.

Мне кажется интересной идея создания семейных квартир по контуру города, а в центре – строительство капсульных комнат, как в “Пятом элементе”, ведь тридцати процентам молодежи больше ничего и не надо. Еще одна идея, которая не дает мне покоя  — это город-лайнер, где есть всё: и каюты, и парки, и торговые центры, который может перевозить до десяти тысяч людей. Мне очень нравится идея экогородов, которая потихоньку становится нашим настоящим. В Швеции отстроили пригород Стокгольма, а в Объединенных Арабских Эмиратах – город Масдар. И если раньше нужно было контролировать все, что человек потребляет, то теперь уже надо контролировать то, что человек производит и спасать природу от человека, а не наоборот.

Более реалистичным выглядит  аэропорт где-нибудь между Петербургом и Москвой. Сейчас пропускная способность аэропортов оставляет желать лучшего: то во Внуково некуда самолеты принимать, то Домодедово увеличивают. Совершенно жуткая ситуация! Но представьте себе аэропорт где-нибудь в Бологом, от которого Сапсан на скорости 300 км/ч будет доезжать до одной из двух столиц всего за час!  А если  вдобавок к этому построить настоящий современный транспортный хаб, то не нужно будет уродовать землю вокруг Домодедово.

Про Новую Москву и транспортный коллапс

Вдруг с какого-то перепугу  к Москве присоединили почти в два раза большую территорию. И что теперь? По оценкам двухлетней давности там будет жить два миллиона человек. И вот эти два миллиона — а это чуть меньше миллиона автомобилей — ринутся в Москву. Вы просто закройте глаза и представьте это себе! Что можно сделать, чтобы предотвратить этот транспортный коллапс? Ничего. Хотя нет, можно испортить Москву и пустить через весь город несколько чудовищных эстакад и тоннелей.

В Бостоне еще до дефолта 2008 года  потратили 20 миллионов долларов, чтобы избавить город от транспорта: они построили подземные эстакады, паркинги, подтянули водное сообщение и водный транспорт. Получилась очень умная и очень дорогая операция. Но Бостон меньше Москвы в несколько раз, и он линейный, а не круглый.

Про идею линейного города

Уже в 60-е годы, когда вырос юго-запад Москвы, мы предложили уйти от круговой схемы развития города и  перейти на линейные системы расселения, но, в результате, Москва все равно стала наворачиваться кругами. Круги — страшная вещь, потому что всё,  так или иначе, будет стремиться к центру.

В свое время мы создали проект линейного города от Петербурга до Владивостока. Идея заключается в том, чтобы соединить города России транспортным коридором, который включает в себя не просто железную дорогу, а целый жгут каналов связи: и газо-, и нефтепровод, и магистрали разных режимов скоростей. Но кроме основного горизонтального коридора, должны быть еще семь поперечных транспортных жгутов, вниз от Тикси, от Мурманска, от Архангельска... И у нас получилась своеобразный бандаж России. Вдоль такого транспортного коридора, как яблочки, могут располагаться города, заповедники, университеты, всё что угодно. И через сто лет проехать от Питера до Владивостока на скорости в 500 км/ч — это как сегодня проехать по Москве в плотный день.

Приведет ли создание такого транспортного коридора к массовой миграции людей из регионов в Москву на заработки?  Ну, это же не от градостроителя зависит! Я могу сколотить стол, а на нём начнут людей резать. Конечно, нужно с коррупцией что-то делать, нужно поднимать средний бизнес – нужно комплексное решение проблем.

А вообще архитектура — это застывшая экономика, а градостроительство — тем более. Какая экономика, такие и города. Если государство богатое, то и градостроительство будет богатым.

Про пространственные изыски Москвы

По-моему, в Москве много интересного, но не в архитектуре. Хотя, может быть, я что-то упускаю. Кстати, граф де Кюстин, который очень нелестно отзывался о николаевской России, назвал Кремль одним из красивейших зданий в Европе. Все-таки, Москва вторична, она “вылезла” из деревни только в двадцатые годы, до этого все деньги шли в Петербург. И если его причесать и умыть, там будет на что посмотреть. Москва же была другой. Кстати, де Кюстин тоже это заметил: считал, что Москву стараются превратить в европейский город, а зря, у нее свой особенный дух, свой особенный вид.

Про западных урбанистов в России

У нас все время приглашают иностранцев – архитекторов, урбанистов, градостроителей. Но вспомните, что произошло в Перми. Красные человечки хороши для Копенгагена, но для Перми, где не хватает школ, где нужно делать инфраструктуру – народ  просто не понимал, что это такое и для чего они нужны.

Иностранцы они не глупые, они все знают — но у себя. И когда они приезжают в Россию, они рассуждают со своей точки зрения, с логики своих городов. Россия – это абсолютно другой мир. У нас люди в течение 70 лет квартиры получали бесплатно! И если на Западе человек покупал квартиру, то он требовал, чтобы подъезд был чистый, район благоустроенный, а школа недалеко от дома. А у нас…  неужели при бесплатной квартире, ты еще будешь сопротивляться, что у тебя что-то недоделано или газон не подстрижен?! Хотя внешне у нас  все выглядит как капитализм: вон дом, вон улица, вот плиточкой-собянкой все уложено, вот цветы продают.

Про МАрхИ

МАрхИ выпускает  исключительно архитекторов. По старой системе до 4 курса все студенты учились одному и тому же, а дальше два года шла специализация, в том числе и градостроительство.  Теперь для того чтобы стать градостроителем студенту нужно будет идти в магистратуру, перед этим став бакалавром-архитектором.

Мы давно хотим сделать отдельную группу архитекторов-градостроителей, которую бы вели с первого курса. Но такой курс невозможно сделать своими силами: нужны специалисты из других вузов. А нам запрещают их приглашать, потому что каждый год количество ставок сокращается! Только на моей кафедре в этом году сократили пять преподавателей и трех лаборантов. Почему-то в министерстве не понимают, что все вузы разные и что отчетные показатели тоже должны быть разные. То,  что хорошо в МГТУ или в МГСУ, плохо в архитектурном или театральном.

В западных школах, в которых я преподавал, обожают заниматься анализом. Потому что научить человека работать с пространством, с домами и дорогами намного сложнее, чем анализировать. Многие западные школы этим просто не занимаются. В прошлом году у нас учился итальянец, и каждый эскиз, который я ему рисовал, он в папочку складывал со словами: “У нас так не умеют!” Конечно, исследование, анализ — это ценно и нужно, но как доходит до дела, никто ничего не может сделать. Конечно, и в нашем образовании тоже есть провалы. Но они не от того, что мы не понимаем, что нужна некая экономическая подоснова, а потому что таких специалистов, которые будут студентов  учить, очень не хватает.

Источник:

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!

Авторы:

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
Nikoliers, логотип компании (быв. Colliers)

На рынке офисной недвижимости Москвы наблюдается рекордно низкая вакансия за последние 16 лет

По прогнозам Nikoliers, текущий уровень вакансии 5,5% будет снижаться в ближайшие несколько лет и достигнет 3,9% к 2027 году. Среди основных причин: острый дефицит предложения.
00
IBC Real Estate, логотип

Рыночные ЗПИФ недвижимости набирают популярность

Стоимость чистых активов рыночных фондов недвижимости в 2024 году увеличилась на треть и приблизилась к отметке в 500 млрд руб.
10
Совхозная ул., д. 10А. Москва, ЮВАО, Люблино

Около тысячи москвичей приступили к осмотру квартир по программе реновации в Люблино

В январе 2025 года жители пяти расселяемых зданий на улицах Армавирской, Краснодонской и Судакова начали осматривать предложенное городом жилье в доме 10А на улице Совхозной.
00
Премиум-квартал МИRА графика

Генеральным подрядчиком премиального дома МИRА стала компания ANTTEQ

Новый проект от MR Group будет построен на участке площадью 1,28 гектара, где возведут три корпуса высотой от 17 до 24 этажей. В непосредственной близости - река Яуза и парк «Акведук».
10
Нагатинская улица, владение 1/4. Москва, ЮАО, Нагатино-Садовники

В районе Нагатино-Садовники началось строительство еще одного дома по программе реновации

Жилой комплекс общей площадью более 47 тысяч квадратных метров появится по адресу: Нагатинская улица, владение 1/4 и будет рассчитан на 414 квартир.
00
Премия Urban логотип

Ваш ЖК — “смертельно опасен”: почему новостройки горят, тонут и падают и как этого избежать

Специалисты первой в России сертификации новостроек Urban Grade рассказали, с какими рисками могут столкнуться новоселы: от безобидных недоразумений до смертельно опасных просчетов, и как их избежать.
00
ЖК Мираполис

В 2024 году сильнее всего подорожали трехкомнатные квартиры и апартаменты

Быстрее всего вырос показатель цены трехкомнатных лотов в премиальном сегменте, тогда как цены в «бизнесе» и «комфорте» вышли «на плато».
00
ИНКОМ-Недвижимость, логотип компании

На рынке новостроек Москвы 85% альтернативных сделок проходят без доплаты

Доля покупок с ипотекой сократилась до 38% в общем объеме; альтернативные сделки в 85% случаев проводятся без доплаты кредитными деньгами и только в 15% с «ипотечным плечом».
00
Объединенное Кредитное Бюро (ЗАО «ОКБ»), логотип компании

Автокредитование единственный сегмент, показавший рост за 2024 год, ипотека упала на 40%

В декабре граждане в общей совокупности по всем сегментам розничного кредитования оформили в банках 2,93 млн кредитов на общую сумму 715,63 млрд руб. Это самый низкий уровень кредитования за последние 2 года.
00
Молодогвардейская улица, владения 54, 58 карта

В Кунцево появилась новая стартовая площадка по программе реновации

Новый дом для переселения по программе реновации возведут в Западном административном округе в районе Кунцево. Площадь новостройки составит 156 тысяч квадратных метров.
00
Краснодарская ул., з/у 18. Москва, ЮВАО, Люблино

Почти 60 новостроек по программе реновации оформлено в столице за год

В 2024 году по программе реновации в Москве было оформлено свыше 1,5 млн квадратных метров жилых комплексов, в которых предусмотрено свыше 14 тысяч квартир.
10
Верхние Поля ул., 19. Москва, ЮВАО, Люблино

Более 30 домов расселено по программе реновации в районе Люблино

Всего по программе реновации в районе Люблино предстоит расселить 152 дома. Около 30 тысяч москвичей получат новые квартиры в современных жилых комплексах.
00
Росреестр

Как вернуть наследство, если оно признано выморочным

По прошествии полугода с открытия наследства имущество, оставшееся после смерти гражданина при отсутствии наследников, приобретает статус выморочного. Что делать наследнику, если он не знал о наследстве и вовремя не принял его?
00
Акулово пос., д. 4. Москва, ВАО, Восточный

Программа реновации: в Восточном завершилось переселение жителей 10 старых домов

После расселения старые дома демонтируют, а на месте сноса возведут новостройки с сопутствующей инфраструктурой для целей программы реновации.
Или войти с помощью: