Сотни тысяч москвичей и гостей столицы зарабатывают на жизнь, сдавая помещения. Кто все эти люди и откуда у них недвижимость?
Валерий Саванович, в прошлом финансовый директор брокерской компании, уже больше пяти лет ничего не покупал на фондовом рынке — свободные средства он инвестировал в основном в коммерческую недвижимость. «Казалось, что это супернадежный и суперкомфортный бизнес, что недвижимость будет расти в цене вечно», — объясняет он. Так казалось не ему одному.
Рантье в цифрахСовладельцами офисных и торговых центров, а также помещений поменьше — под магазины, рестораны и банки — становились в Москве олигархи, предприниматели средней руки, топ-менеджеры, эстрадные певцы, а также бывшие и действующие чиновники. Недвижимость, по мнению многих, была единственной альтернативой валютному депозиту или, например, золоту. Другие варианты даже не рассматривались. Спросите у среднего чиновника или певца, не покупает ли он на полученные в конверте деньги ценные бумаги, и он рассмеется вам в лицо: нашли дурака! «Игрой на рынке занимались все. Тот, у кого доходность на вложенные средства была меньше 20%, считался неудачником», — говорит Алексей Сигал, управляющий партнер BlackStone Keeping Company, предоставляющей услуги по управлению объектами.
Велик ли класс московских рантье? По оценке Дмитрия Сороколетова, директора департамента инвестиционных продаж компании NAI Becar, специализирующейся на консалтинге в области коммерческой недвижимости, на сдаче в аренду помещений в Москве (без учета квартир) зарабатывает от 100 000 до 200 000 человек. А по расчетам Дениса Колокольникова, гендиректора консалтинговой компании RRG, 2500–3000 собственников, в большинстве своем не будучи профессиональными девелоперами, зарабатывают на сдаче площадей в аренду более $5 млн в год.
Судите сами. Площадь всех нежилых помещений в Москве, включая больницы, детские сады и прочие учреждения, свыше 140 млн кв. м, это 40 000–50 000 объектов. Из них порядка 15 000–20 000 Колокольников относит к коммерческой недвижимости. Чтобы аренда приносила $5 млн в год, средняя площадь сдаваемой в аренду офисной недвижимости, например, должна превышать 10 000 кв. м (при средней ставке $500 за кв. м в год). «Такой доход может приносить и стометровый магазин на Тверской, который сдается по $5000 за кв. м, — замечает Колокольников. — И таких собственников на одной Тверской точно больше пятидесяти, при этом ряд из них владеет несколькими помещениями». Многие оформляли собственность на ресторан или продуктовый магазин в центре еще в начале 1990-х, когда мало кто догадывался о том, что эти помещения имеют такую ценность.
Ценность, существенно большую, чем у прочих объектов недвижимости. Головная боль собственника — найти арендаторов, но у помещений с отдельным входом на Тверской, Новом Арбате и ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте